Композитор Бела Барток
С наступлением нового века изучение фольклора испытало обновленный подъем. Композиторы и этномузыковеды перешли к серьезным исследованиям всех фольклорных жанров. Одним из первых по этому направлению пошел чех Леош Яначек (1854—1928), который большинство своих произведений писал, опираясь на народные музыкальные традиции своей родной Моравии, в горячем желании достижения максимального реализма в обрисовке образов.
Важность фольклора
Следование фольклорным традициям неизбежно становилось основной характеристикой творчества венгерского композитора Белы Бартока — одной из ведущих фигур истории музыки XX в., того же масштаба дарования, что Игорь Стравинский и Арнольд Шёнберг.
Рожденный в Надь-Сент-Миклоше (ныне Сынниколау-Маре, Румыния) в 1881 году, в начале своей карьеры он прославился как пианист-исполнитель, и эту грань своего таланта не оставил никогда. Увлечение народной музыкой своей страны проявилось в нем в раннем возрасте. Вместе со своим другом и одноклассником Золтаном Кодайем Барток совершал частые экскурсии в сельскую местность, где с помощью примитивного фонографа и нотной бумаги записывал песни, которые слушал из уст крестьян. Глубокое изучение фольклора дало Бартоку необходимые средства, чтобы оторваться от влияния романтизма, которое господствовало в его первых творениях, таких, как симфоническая поэма «Кошут» (1903). Не только венгерский народный фольклор притягивал его: он также интересовался словацким, румынским, сербохорватским, турецким и арабским фольклором. Каждый из них оставил свой рельефный оттиск в его сочинениях, очень отдаленных от простой цитаты, подражания или воссоздания. В некоторых произведениях, среди которых такие, как «Сорок четыре дуэта для двух скрипок» (1931), полностью или частично сохраняется оригинальная мелодия. В других — таких, как «Шесть народных румынских танцев» (1909—1910), — мелодическая и ритмическая изобретательность композитора полностью перерабатывает фольклорный оригинал и в то же время не отходит от корней народных традиций, несмотря на новаторство композиторского стиля Бартока. Это то, что придает его музыке особенный колорит: чтобы осознать это, достаточно услышать такие произведения, как «Музыка для струнных, ударных и челесты» (1936), две сонаты для скрипки и фортепьяно (1921—1922) или впечатляющие шесть струнных квартетов (1908, 1915—1917, 1927, 1928, 1934 и 1939) - настоящие вершины жанра в XX веке.
Собственный стиль
Однако не только фольклор оказывал влияние на творчество Бартока. Решающим, например, было впечатление, произведенное на него «Весной священной» Игоря Стравинского, ощутимое в его балете «Чудесный мандарин» (1918—1919), чьи неистовые, искаженные и смещенные ритмы, резкая, неровная оркестровка во многом обязаны шедевру русского композитора. Единственной оперой композитора, написанной еще до знакомства Бартока с творчеством Стравинского, является «Замок герцога Синяя Борода» (1911) — красивое произведение символистского направления, на которое оказала влияние музыка Клода Дебюсси, более конкретно, его «Пеллеас и Мелизанда». Вообще, Барток был композитором, который остро чувствовал особую связь с самой прогрессивной популярной музыкой своего времени. Почитатель Шёнберга, он пришел к использованию в определенных партитурах атональных приемов, хотя так и не присоединился к строгим принципам додекафонии. Его изучение фольклора победило увлечение модными новаторскими течениями, и он окончательно выработал свой собственный композиторский стиль.
Американское изгнание
Вторая мировая война заставила Белу Бартока покинуть родину и искать убежища в США. Там его жизнь прошла в острой нужде, несмотря на предложения и заказы некоторых музыкантов — почитателей его таланта, таких, как скрипач Иегуди Менухин и дирижер оркестра Сергей Кусевицкий, которые стали первыми интерпретаторами «Сонаты для скрипки соло» (1944), одного из самых сложных и чарующих произведений Бартока, а также «Концерта для оркестра» (1944). Последний был совершенно не понят авангардистами 50-х годов из-за своей строгой классической структуры и опоры на традиции этнической музыки. Барток умер далеко от родины, в Нью-Йорке, в 1945 году.
Источники: http://ciencia.ru, http://ciencia.ru