Jethro Tull
Ярким примером экстравагантных представлений стали концерты Jethro Tull в поддержку альбома Thick as a Brick. Во время выступления музыкантов по сцене бегали актёры переодетые в кроликов, а во время антракта в установленной прямо на сцене пляжной кабинке переодевались участники группы Барр и Барлоу. В комплект диска Passion Play изначально планировалось включить фильм, содержащий в себе театрализованные постановки, однако затея в итоге не удалась. Лишь позднее фрагменты этого видео вошли в памятный сборник Jethro Tull (включая интерлюдию Story Of The Hare Who Lost His Spectacles). Альбом Too Old to Rock’N’Roll… стал очередной попыткой Андерсона по созданию мультимедийного проекта, однако и на сей раз планам не суждено было воплотиться в жизнь.
Сценические эксперименты, пусть в меньшей мере, продолжились и в последующих десятилетиях. В 1982 году во время концертного тура Broadsword and the Beast сцена была оборудована в виде огромного корабля викингов. В конце 1970-х Андерсон появлялся на сцене, облачённым в одежду эсквайра; остальные участники группы также привели свои сценические костюмы в соответствие с фолковой тематикой того периода. На концертах в поддержку альбома , а все музыканты Jethro Tull были одеты в точно такие же белые комбинезоны, какие присутствовали на обложке диска. Некоторые сценические трюки, характерные для концертов 70-х сохранились и по сей день. К примеру во время исполнения очередной песни в зале раздаётся громкий телефонный звонок (эта шутка стала особенно актуальной в наше время с появлением сотовых телефонов). В конце представления группа традиционно играет мощную коду и на сцене появляются огромные воздушные шары, которые Андерсон поднимает над собой и бросает в публику.
1980—1984: Электронный рок
Обложка альбома «Under The Wraps»
Выпущенный в 1980 году альбом A изначально планировался, как сольник Андерсона. В записи диска приняли участие помимо Барра и Пегга, ударник Марк Крэйни и специально приглашённый клавишник Эдди Джобсон, работавший ранее с Roxy Music, UK и Фрэнком Заппой. Существенный акцент на синтезаторах привнёс в звучанию Jethro Tull новые оттенки.
Другим новаторским ходом стали съёмки клипа к одной из песен нового альбома «Slipstream». В качестве режиссёра был приглашён Дэвид Маллет, автор новаторского видео Дэвида Боуи «Ashes to Ashes». Изменения в традиционном саунде Jethro Tull стали ещё более заметны на концертах группы, во всю использовавшей последние достижения электроники.
После того, как команду покинул Крэйни начались поиски подходящего ударника. В этот период с Jethro Tull поочерёдно выступали несколько известных музыкантов, в том числе и Фил Коллинз. 1981 стал первым годом, не увидевшим выпуска очередного студийного альбома группы. В 1982 году был издан Broadsword and the Beast, на котором звук вновь приобретает фолковую окраску, хотя синтезаторы тоже не были забыты. Последовавший концертный тур стал весьма успешным. Музыканты, облачённые в средневековые костюмы, выступали на сцене, оформленной в виде судна викингов.
В 1983 году Андерсон выпустил наконец свой первый сольный альбом. Он получил название Walk Into the Light, изобиловал электроникой и повествовал об отчуждении в современном технологическом обществе. Большого резонанса работа не вызвала ни у старых фанов, ни у нового поколения слушателей. Тем не менее, несколько композиций с диска впоследствии вошли в концертную программу Jethro Tull («Fly by Night», «Made in England», «Different Germany»).
Апофеозом увлечения электроникой стал диск Under the Wraps, на котором вместо живого барабанщика присутствует драм-машина. Хотя музыканты заявляли о том, что в целом довольны своим новым звучанием, их очередное творение вновь не вызвало восторга ни у критики, ни у поклонников. Можно отметить разве что довольно заметное присутствие в эфире недавно образованного MTV видео группы «Lap of Luxury». Вскоре у лидера Jethro Tull возникли серьёзные проблемы с горлом и группа взяла трёхлетнюю паузу. Всё это время Андерсон посвятил лечению и развитию своей фермы по разведению лосося, которую он приобрёл в 1978 году.
1987—1991: Хард-рок
Флейта — инструмент тяжёлого метала
В 1987 году состоялось долгожданное возвращение Jethro Tull. Это было сделано с блеском. Их новый альбом Crest Of A Knave стал возвратом к более привычному «талловскому» звучанию 70-х и получил восторженный отклик в прессе. Музыканты группы были отмечены высшей музыкальной наградой Грэмми в номинации «Лучшее исполнение Рока/Метала», обойдя сильных конкурентов в лице команды Metallica. Результаты голосования вызвали неоднозначную оценку, так как многие обозреватели не считали Jethro Tull ни хард-роковой, ни тем более металической командой.
Сами участники группы настолько не верили в свою победу, что ни один из них не оказался на церемонии вручения наград. В одном из британских музыкальных изданий по поводу победы Jethro Tull была опубликована иллюстрация, на которой в груде арматуры лежала флейта, а подзаголовок гласил : «Флейта — инструмент тяжёлого метала». Стиль Crest Of A Knave был довольно близок к Dire Straits, что в частности объяснялось изменением голосового диапазона Андерсона. Самыми популярными песнями альбома стали «Farm on the Freeway» и «Steel Monkey», часто звучавшие в радиоэфире.
Также стоит отметить концертную композицию «Budapest», содержавшую в себе эпизод с местной застенчивой девушкой и звучащую более 10 минут. Самую большую популярность в Европе получила песня «Mountain Men», посвящённая военной тематике. В тексте упоминалось о битве второй мировой войны при Эль-Аламейне и сражения на Фолклендских островах, при этом проводились параллели между чувством горя жён и их воюющих мужей. «Погибшие в траншеях у Эль-Аламейна, погибшие на Фолклендах по тв.»
В 1988 году был выпущен сборник 20 Years of Jethro Tull, содержавший в себе главным образом не издававшиеся ранее записи, а также концертные номера и переработанные композиции. Внутри набора находился буклет, подробно повествующий об истории группы. Нечего говорить, что издание тут же стало раритетом в кругу поклонников Jethro Tull. В честь 20-летнего юбилея был организован гастрольный тур, на котором к участникам команды присоединился мультиинструменталист Мартин Олкок, ранее выступавший в известной группе Fairport Convention.
На концертах он главным образом исполнял клавишные партии.
Последовавшая студийная работа Rock Island (1989) уступала предшествующему альбому Crest Of A Knave. Одна из композиций диска «Kissing Willie» отличалась вульгарной лирикой и нарочито тяжёлым гитарным саундом, что по-видимому должно было служить сатирическим ответом группы на критику по поводу получения Грэмми. К песне был выпущен видеоклип, имевший проблемы с выходом в эфир, по причине присутствия в нём эротических сцен. Несмотря на то, что в целом диск Rock Island не стал выдающей работой, он содержал в себе ряд записей, полюбившихся поклонникам Jethro Tull. В «Big The Riff And Mando» повествовалось о нелёгкой доле постоянно гастролирующих музыкантов, и помимо прочего упоминался факт кражи одним из фанатов Tull мандолины Барра. Рождественский гимн «Another Christmas Song» выделялся своей воодушевлённостью на фоне в целом мрачноватого материала.
Альбом 1991 года Catfish Rising отличался от предшествующего большей целостностью материала. Несмотря на заявление Андерсона о возвращении к блюзовым корням, здесь присутствовало существенное использование мандолины и акустической гитары, а участие электронных инструментов напротив было сведено к минимуму. В число лучших композиций диска вошли: «Rock On The Road», содержащая в себе замечательную партию акустической гитары и блюзовая баллада «Still Loving You Tonight».
1992—1994: Гастроли и сборники
В 1992 году Jethro Tull провели гастрольный тур A Little Light Music, на концертах которого исполняли в основном акустическую музыку. Было сыграно множество изрядно подзабытых и совершенно новых песен. Записи этих выступлений были изданы на одноимённом концертном альбоме того же года. Поклонники с удовольствием покупали новый диск группы, так как он содержал множество новых версий любимых произведений, в том числе весьма интересное прочтение фолковой песни «John Barleycorn». Нужно также отметить тот отрадный факт, что качество вокала Иэна Андерсона заметно улучшилось.
В 1993 году группа широко отметила четверть века своего существования. Роскошным подарком для поклонников команды стал сборник из 4 CD, на котором были представлены переработанные и улучшенные версии старых песен, а также интерпретации классических композиций, исполненные музыкантами в 90-х. Один из ремиксов на песню «Living in the Past» достиг 32-й позиции в британских чартах.
1995 — настоящее: Влияние этнической музыки
Jethro Tull в 90-х
После 1992 года Андерсон несколько поменял манеру игры на флейте, а в его песнях стало заметным присутствие этнических мотивов. В тот же самый период группу временно покинул Дейв Пегг, дабы сосредоточиться на работе в Fairport Convention. Его заменил Джонатан Нойс. Вышедшие во второй половине 90-х альбомы группы Roots to Branches (1995) и J-Tull Dot Com (1999) звучали не столь жёстко, как предшествующие. Их основой стали впечатления от многочисленных гастрольных поездок по всему миру.
В таких песнях, как «Out Of The Noise» и «Hot Mango Flush» Андерсон ярко передаёт свои впечатления о жизни в странах третьего мира. В новых альбомах также присутствовали композиции, в которых лидер Jethro Tull размышляет на тему старения («Another Harry’s Bar», «Wicked Windows», «Wounded, Old And Treacherous»).
В 1995 году Андерсон выпустил свой второй сольник Divinities: Twelve Dances With God. Альбом содержал в себе двенадцать инструментальных композиций, в которых Иэн в очередной раз продемонстрировал своё виртуозное владение флейтой. В работе над альбомом принял участие новый клавишник Jethro Tull Эндрю Гиддингс (Andrew Giddings), а также специально приглашённые оркестровые музыканты. В дальнейшем Андерсон записал ещё два сольных альбома: The Secret Language Of Birds (2000) и Rupi's Dance (2003).
В 2003 году свет увидел рождественский сборник Christmas Album. Здесь присутствовали как традиционные песни в исполнении группы, так и оригинальные композиции Jethro Tull. В 2005-м на DVD были изданы две концерные записи: Live At The Isle Of White (1970) и Aqualung Live (2005). В том же году Иэн Андерсон записал свою версию известной композиции Pink Floyd «The Thin Ice», которая вошла в альбом Back Against the Wall, посвящённый творчеству группы.
2006 год порадовал сразу несколькими новыми изданиями. В формате DVD был выпущен сборник Collectors Edition, на котором присуствует запись одного из лучших живых выступлений Jethro Tull на фестивале острова Уайт 1970 года. Также в этот сборник вошли лучшие фрагменты выступлений группы во время гастролей 2001 года по Британии и Америке. Изюминкой издания стала видеозапись совместного выступления участников первого состава Jethro Tull Андерсона, Эбрамса, Корника и Банкера.
В марте 2007 года был издан сборник лучших акустических произведений группы. В него вошли 24 композиции из альбомов различных лет, а также новое концертное исполнение «One Brown Mouse» и посвящение королю Генриху VIII «Pastime With Good Company». В сентябре того же года вышел очередной концертный DVD Live At Montreux 2003. Он содержал в себе, помимо прочего, живое исполнение таких известных вещей, как «Fat Man», «With You There To Help Me» и «Hounting Girl».
Музыканты Jethro Tull активно гастролировали в 2007 году, а также начали запись нового альбома.
Некоторые фрагменты из нового материала группа исполняла на концертах осенью прошлого года. Если планам Андерсона и его коллег ничего не помешает, то новый диск станет первым студийным релизом за последние 8 лет.
Согласно статистике, опубликованной в конце 2006 года на сайте http://www.ministry-of-information.com, начиная с 1968 года Jethro Tull дали в общей сложности 2789 концертов, что в среднем равняется 73 выступлениям в год на протяжении 38 лет.
Состав:
• Иэн Андерсон (1968 — до сих пор) — губная гармоника, гитара, флейта, основной вокал;
• Мик Эбрамс 1968— гитара, основной вокал
• Глен Корник (1968—1970) — бас-гитара;
• Клайв Банкер (1968—1971) — ударные;
• Тони Айомми (1968) — гитара (на концерте «Рок-н-ролльный цирк Роллинг Стоунз»)
• Мартин Барр ( 1969 — до сих пор) — гитара, мандолина, флейта;
• Джон Ивэн (1970—1979) — клавишные, орган;
• Джеффри Хэммонд-Хэммонд (1970—1975) — бас-гитара;
• Бэримор Барлоу (1971—1979) — ударные;
• Джон Глэскок (1975—1979) — бас-гитара;
• Тони Уильямс (1978—1979) — бас-гитара (временная замена Гласкока);
• Дэвид Палмер (1976—1979) — клавишные;
• Дэйв Пегг (1979—1995) — бас-гитара, мандолина;
• Эдди Джобсон (1980—1981) — клавишные, скрипка;
• Марк Крэйни (1980—1981) — ударные
• Пол Бёрджесс (1981—1983) — ударные (всего на один тур)
• Джери Конуэй (1982, 1987) — ударные
• Питер-Джон Ветесс (1982—1985) — клавишные, синтезаторы;
• Доан Перри (1984 — до сих пор) — ударные;
• Дон Эйри (1987—1988) — клавишные
• Мартин Олкок (1988—1992) — клавишные;
• Дэйв Мэттэкс (1991—1992) — ударные;
• Энди Гиддингс (1991 — до сих пор) — клавишные;
• Джонатан Нойс (1995 — до сих пор) — бас-гитара.
Альбомы:
• This Was (1968)
• Stand Up (1969)
• Benefit (1970)
• Aqualung (1971)
• Thick as a Brick (1972)
• Living in the Past (1972)
• A Passion Play (1973)
• War Child (1974)
• Minstrel in the Gallery (1975)
• M.U. — The Best of Jethro Tull (1976) (сборник)
• Too Old to Rock And Roll, Too Young to Die (1976)
• Songs from the Wood (1977)
• Repeat — The Best of Jethro Tull — Vol II (1977) (сборник)
• Heavy Horses (1978)
• Stormwatch (1979)
• A (1980)
• Broadsword and the Beast (1982)
• Under Wraps (1984)
• Live at Hammersmith '84 (1990) (концертнаязапись)
• Original Masters (1985) (сборник)
• A Classic Case (1985) (альбом оркестровых каверов)
• Crest of a Knave (1987)
• 20 Years of Jethro Tull (1988)
• Rock Island (1989)
• Catfish Rising (1991)
• A Little Light Music (1992) (концертнаязапись)
• 25th Anniversary boxed set (1993) (сборник)
• The Best of Jethro Tull: The Anniversary Collection (1993) (сборник)
• Nightcap (1993) (сборник редких записей с ограниченным тиражом)
• Roots To Branches (1995)
• J-Tull Dot Com (1999)
• Living with the Past (2002) (концертнаязапись)
• The Jethro Tull Christmas Album (2003)
• Nothing Is Easy: Live at the Isle of Wight 1970 (2005) (концертнаязапись)
• The Best of Acoustic Jethro Tull. (2007)
По материалам