Бард рок
Это пока наш единственный вклад в международную рок-терминологию, и при этом совершенно оправданный. Влияние серьезной поэзии и особенно бардовской песни (В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава) на советский рок зрелого периода (с конца 70-х), пожалуй, не меньше, чем негритянского блюза — на американский. Оно сказалось на рок-группах всех направлений, включая панк; примечательной же особенностью Б.-р. является то, что в нем сохранена не только поэтическая преемственность, но и композиционная, звуковая и мелодическая фактура бардовской песни. Часто произведения Б.-р. строятся по повествовательному принципу баллад и романсов, без деления на куплеты и припев. В инструментарии, как правило, существует паритет электрических и акустических (гитара, скрипка, флейта, виолончель) инструментов. На формирование саунда нашего Б.-р. решающее влияние окавали грациозный английский фолк-рок и дилановское звучание середины 60-х.
Если Андрей Макаревич сыграл ведущую роль в общей текстовой ориентации советской рок-музыки, то стилистически безупречный образец Б.-р. первым продемонстрировал АКВАРИУМ — при этом настолько убедительно, что последователи не заставили себя ждать. Среди наиболее аутентичных представителей стиля — ТАМБУРИН Владимира Леви, Юрий Наумов (Ленинград), ИСКУССТВЕННЫЕ ДЕТИ и КРЕМАТОРИЙ (Москва), ТЕХНИКИ СВЕТА, ИДЕЯ ФИКС (Новосибирск) , ХРОНОП, Алексей Хрынов (Горький). Эпизодические вылазки в область Б.-р. осуществляют в своих акустических программах К. Кинчев, Ю. Шевчук, А. Макаревич. На границе Б.-р. и попса успешно существуют Юрий Лоза, Валерий Шаповалов, Алексей Романов — да, пожалуй, и МАШИНА ВРЕМЕНИ. К коммерческому варианту Б.-р. вполне пригоден международный термин "софт-рок" (т. е. "мягкий рок").
Несмотря на известную музыкальную ограниченность и "нетанцевальность", Б.-р. оказался жизнеспособным и популярным стилем. По простоте и доступности для исполнителей он может поспорить с панк-роком, по резонансу у массового слушателя — с поп-ансамблями. Не исключено, что когда-нибудь все экстремальности молодежной музыки изживут себя, устареют, но скромный Б.-р. останется на плаву — как стиль, наиболее близкий коренной песенной культуре.