Beatles
The Beatles («Битлз»; отдельно участников ансамбля называют «битлами») — английская рок-группа из Ливерпуля: Джон Леннон (ритм-гитара, вокал), Пол Маккартни (бас-гитара, вокал), Джордж Харрисон (соло-гитара, вокал), Ринго Старр (ударные, вокал). Также в различное время в составе группы выступали Пит Бест (ударные, вокал) и Стюарт Сатклифф (бас-гитара, вокал). Группа внесла огромный вклад в развитие рок-музыки.
Ансамбль не только изменил её, но и достиг беспрецедентной популярности, благодаря чему The Beatles стали одним из самых ярких феноменов мировой культуры XX века продав более 1 миллиарда пластинок и создав более 210 песен. Внешний вид, манера поведения а также убеждения музыкантов сделали их законодателями стиля, что, вкупе с громадной популярностью, привело к значительному влиянию группы на культурную и социальную революцию 1960-х. После распада группы в 1970 каждый из её участников затеял сольную карьеру.
История
Истоки (1956—1960)
Корни группы уходят в середину 1950-х гг., эпоху рок-н-ролла, которая сформировала мнение и музыкальные вкусы будущих участников группы. Весной 1956 года Джон Леннон (1940—1980) впервые услышал песню «Heartbreak Hotel» Элвиса Пресли, которая, по его словам, означала конец всей прошлой его жизни (любопытно отметить, что услышанный им прежде Билл Хейли — самый известный исполнитель рок-н-ролла до Пресли — произвёл на него меньшее впечатление). К тому времени Джон играл на губной гармошке и банджо, теперь он стал осваивать гитару. Вскоре вместе с друзьями по школе он основал группу «The Blackjacks», позже переименованную в The Quarrymen, названную так в честь их школы, Quarry Bank. Куорримен играли скиффл — британскую разновидность любительского рок-н-ролла — и старались походить на тедди-боев. Летом 1957 года Леннон во время одного из первых концертов Куорримен познакомился с 15-летним Полом Маккартни, который поразил Джона познанием аккордов и слов последних новинок рок-н-ролла (в частности песни «Twenty Flight Rock» Эдди Кокрана) и тем, что он явно был получше развит музыкально (Пол также играл на трубе и фортепиано). Весной 1958 года для эпизодических выступлений, а с осени — постоянно к ним присоединился друг Пола, Джордж Харрисон (1943—2001). Конкретно эти трое стали основным костяком группы, для остальных же участников Куорримен рок-н-ролл был временным увлечением, и скоро они отпали от коллектива.
Quarrymen эпизодически играли на всевозможных вечеринках, свадьбах, публичных мероприятиях, но до реальных концертов и записей дело не доходило (правда, в 1958 году за свои деньги они из любопытства записали пластинку с двумя песнями); несколько раз участники расходились (так, у Харрисона некоторое время существовала своя группа). Леннон и Маккартни, вдохновившись примером Бадди Холли и Эдди Кокрана (те не только пели, но и сами играли на гитарах и сами сочиняли песни, что не было повсеместной практикой музыкальной индустрии того времени), начали вместе писать собственные песни, при этом они задумали давать им двойное авторство по аналогии с американскими авторскими коллективами вроде Лейбера и Столлера.
В конце 1959 года в группу вошёл начинающий живописец Стюарт Сатклифф, с которым Леннон завёл знакомство в своём арт-колледже. Игра Сатклиффа не отличалась большим мастерством, что неоднократно вызывало раздражение у требовательного Маккартни. В таком типе состав ансамбля оказался почти завершённым: Джон Леннон (вокал, ритм-гитара), Пол Маккартни (вокал, фортепиано, ритм-гитара), Джордж Харрисон (соло-гитара), Стюарт Сатклифф (бас-гитара). Однако была проблема — отсутствие регулярного ударника, что побуждало музыкантов даже устраивать шуточные конкурсы, приглашая на сцену зрителей в качестве барабанщиков.
Имя
К тому времени группа активно пробовала встроиться в концертно-клубную жизнь Ливерпуля и окраин. Следовали конкурсы таланта один за другим, но группе неизменно не везло. Подобные — более серьёзные — мероприятия принудили музыкантов задуматься о нужном сценическом имени — к Quarry Bank никто из участников отношения уже не имел.
Так, к примеру, на местном телевизионном конкурсе в декабре 1959 года группа выступила под именем «Johnny and the Moondogs», которое было заменено на иные на последующих концертах. Название «The Beatles» появились через пару месяцев, в апреле 1960 года. До сих пор нет однозначного ответа, кто именно выдумал такое слово.
Согласно воспоминаниям участников группы, создателями неологизма считаются Сатклифф и Леннон, которые были увлечены идеей выдумать название, имеющее одновременно разнообразные значения. За пример была взята группа Бадди Холли The Crickets («сверчки», однако для англичан был и второй смысл — «крикет»). Леннон сказал, что название он придумал во сне: «Я увидел человека на пылающем пироге, который сказал: „Пусть будут beetles"». Впрочем просто слово Beetles («жуки») не имело никакого двойного смысла; лишь изменив «e» на «a» появилось оригинальное слово: если произносить его, то слышалось «beetles», но если видеть его напечатанным, то сразу бросался корень «beat» (как бит-музыка). Промоутеры находили имя чересчур кратким и «неброским», в связи с этим музыканты были вынуждены первое время изменять своё имя на афишах на более рекламное — «Long John and The Silver Beetles».
Группа получала всё больше и больше предложений выступить — как правило, в пабах и небольших клубах. В апреле 1960 года The Beatles отправились в своё 1-ое маленькое турне по Шотландии в роли аккомпанирующей группы Джонни Джентла. Их мастерство как музыкантов неуклонно возрастало, хотя они продолжали быть одной из многих безвестных рок-н-ролльных групп Ливерпуля.
Гамбург (1960—62)
Летом 1960 года The Beatles получили приглашение играть в Гамбурге, где хозяева клубов были заинтересованы в настоящих английских рок-н-ролльных ансамблях; тот факт, что в Гамбурге уже играли пару ливерпульских групп, оказался на руку The Beatles. Впрочем это же вынудило их в срочном порядке искать барабанщика, чтобы соответствовать проф. контракту. Так ими был завербован Пит Бест, который был ударником в ливерпульской рок-группе «The Blackjacks», игравшей в клубе «Casbah». 16 августа The Beatles покинули Англию, а уже на следующий день состоялся их первый концерт в гамбургском клубе «Indra», в котором группа играла до октября. С октября и до конца ноября The Beatles играли в клубе «Kaiserkeller».
График выступлений был максимально жёстким: как правило, в клубе один час играла одна группа, другой час — другая, на протяжении 12 часов. Участники The Beatles жили в одной тесной комнате, располагавшейся в здании кинотеатра. На сцене музыкантам приходилось играть большое количество материала, потому помимо рок-н-роллов (ими исполнялись почти все записи подряд с альбомов Литл Ричарда, Чака Берри, Карла Перкинса и др.), они играли блюзы, ритм-энд-блюзы, народные песни, старые эстрадные и джазовые номера, модифицируя их в стилистику рок-н-ролла. Иногда типичные песни в формате рок-н-ролла превращались в получасовые импровизации; при этом группа обнаружила, что немцам нравилась особенно громкая и напористая игра. Свои собственные песни The Beatles не исполняли, так как, по их признанию, не было стимула по той же причине — слишком много было подходящего материала в окружающей современной музыке. Именно такая ежедневная работа и способность играть музыку любого жанра стали одним из определяющих факторов в становлении таланта The Beatles.
В Гамбурге участники ансамбля познакомились с группой студентов местного арт-колледжа — Астрид Кирхерр и Клаусом Фоорманом, которые сыграли значительную роль в биографии группы. Кирхерр вскоре стала подругой Сатклиффа и именно она предложила, правда, в следующий приезд The Beatles в Гамбург, весной 1961 года, свежие причёски — волосы, зачесанные на лоб и уши, а чуть позднее — пиджаки без воротников и лацканов по моде Пьера Кардена. Все эти новшества сперва опробовал на себе Сатклифф, и лишь затем они перенимались всей группой (хотя Бест так и не согласился на длинную чёлку).
По возвращении в декабре 1960 года в Ливерпуль The Beatles оказались в числе самых активных и амбициозных местных групп, которые соперничали по репертуару, звуку и количеству поклонников. Любопытно, что все ливерпульские группы играли почти одни и те же (американские) песни, однако конкуренция шла также по принципу, кто какую песню первым «откроет» и сделает «своей». Лидерами считались Rory Storm and the Hurricanes, они играли в лучших клубах Ливерпуля, а также Гамбурга — именно там The Beatles познакомились с их барабанщиком — Ринго Старром (настоящее имя — Ричард Старки), с которым быстро подружились и стали проводить время вместе.
В апреле 1961 года группа отправилась на 2-ые гастроли в Гамбург, где выступала три месяца в клубе «Top Ten». Именно в Гамбурге состоялась первая профессиональная запись The Beatles — в качестве аккомпанирующего ансамбля певца Тони Шеридана. Шеридан позиционировался как рок-н-ролльный певец для внутреннего западногерманского рынка. Запись проходила под руководством Берта Кемпферта, который и отобрал The Beatles. Во время записи группе позволили записать несколько своих собственных композиций (Леннон также спел «Ain’t She Sweet»). Первым итогом записей стал вышедший в августе 1961 года в Германии сингл «My Bonnie / The Saints» с указанием исполнителей — Тони Шеридан и … «The Beat Brothers». Так для немецкого рынка, из-за соображений благозвучности, были названы The Beatles. По окончании гастролей Сатклифф решил остаться в Гамбурге с Кирхерр и, таким образом, бросить свою музыкальную деятельность в группе. Бас-гитара перешла к Маккартни. Через год, 10 апреля 1962 года, Сатклифф скончался в Гамбурге от кровоизлияния в мозг.
С весны 1961 года эпизодически, а с августа — регулярно, TheBeatles стали выступать в ливерпульском клубе «Cavern». Всего в 1961—1962 годахThe Beatles выступили там 262 раза, последнее выступление состоялось 3 августа1962 года. 27 июля состоялся концерт в ливерпульском зале «Litherland TownHall», ставший первым по-настоящему крупным успехом — местная пресса назвалаBeatles лучшим рок-н-ролльным ансамблем Ливерпуля.
В ноябре 1961 года первым менеджером The Beatles стал БрайанЭпштейн (помогавший до того группе Аллан Уильямс менеджером не был, он лишь выполнял обязанности концертного промоутера и тур-агента, никак не связанногообязательствами с группой).
Первый контракт (1962)
Со временем Брайан Эпштейн встретился с продюсером ДжорджемМартином из лэйбла Parlophone, который принадлежал компании EMI. Джордж проявилинтерес к группе и захотел увидеть её выступление в студии; он пригласилквартет на прослушивание в лондонскую студию Abbey Road на 6 июня. Следуетотметить, что в итоге Джордж Мартин не был особо впечатлён первымидемо-записями группы, но незамедлительно полюбил битлов как обычных людей.Признавая, что у них был талант, позднее Мартин говорил в своих интервью, что втот день не одарённость битлов произвела на него впечатление, а они сами —привлекательные, весёлые и слегка нахальные молодые люди.
Когда Мартин спросил,есть ли в студии что-нибудь, что им не понравилось, Харрисон ответил: «Мне ненравится Ваш галстук». К счастью для «The Beatles», Джордж Мартин шутку оценил:группе было предложено подписать долгожданный контракт на запись, а прямые иостроумные ответы на вопросы стали фирменным стилем разговора битлов наразличных пресс-конференциях и интервью.
Джордж Мартин имел проблемы только с Питом Бестом — онсчитал, что Пит до общего уровня группы не дотягивает. В итоге Мартин личноБрайану Эпштейну предложил сменить барабанщика группы. Тем не менее, несмотряна свою не очень хорошую игру на барабанах, Бест пользовался большойпопулярностью среди фанатов, чем немного злил трёх остальных участников группы.Тем более, Пит не уживался с остальными битлами из-за своей индивидуальности —Эпштейн же вообще был в гневе (что с ним случалось нечасто), когда Бестотказался сделать себе фирменную «битловскую» причёску и подойти под общийстиль группы. В итоге, 16 августа 1962 года Брайан объявил о том, что Пит Бестпокидает группу «The Beatles». Его место незамедлительно занял барабанщик изгруппы «Роури сторм энд харрикейнз» (Rory Storm and the Hurricanes) Ринго Старр(Ringo Starr), с которым «The Beatles» давно уже были знакомы.
Впервые встретившись с Ринго в Гамбурге, битлы, по иронии судьбы, именно с ним записалисвою первую пластинку. В середине августа 1960 года в частной студии «Akustik»«The Beatles» участвовали в записи первой в своей жизни пластинки —демонстрационной, отпечатанной затем всего в четырех экземплярах и рассчитаннойна воспроизведение со скоростью 78 оборотов в минуту. На самом деле, это былане их пластинка, а бас-гитариста и вокалиста «Rory Storm and The Hurricanes» ЛуУолтерса (Lu Walters), решившего записать песни «Fever», «Summertime»,«September Song» и попросившего «The Beatles» помочь ему. Сатклифф и Бестпросто присутствовали в студии, поскольку Уолтерс предпочел, чтобы партиюударных исполнял Ринго.
Вскоре началась работа «The Beatles» в студии. Их перваязвукозапись на студии EMI не принесла никаких результатов, но вот во времясентябрьских сессий The Beatles записали и выпустили свой первый сингл — «LoveMe Do», который был выпущен 5 октября 1962 года и достиг 17 места в чартемузыкального журнала «Record Retailer» — для молодых музыкантов довольнохороший результат. (В Америке, где он был выпущен в мае 1964 (как раз в самыйразгар битломании в Британии), песня держалась на вершине чартов аж 18месяцев).
Известную роль тут сыграла и коммерческая хитрость Брайана Эпштейна,который на свой страх и риск скупил 10 тысяч экземпляров пластинки, чем заметноповысил индекс ее раскупаемости и привлек новых покупателей. Первое выступление«The Beatles» по телевидению состоялось 17 октября 1962 года в программе«People and Places», которая транслировала их концерт в Манчестере, отснятыйтелекомпанией Гранада (Granada Television). Вскоре группа записала сингл«Please Please Me», который по оценкам различных журналов занимал первые ивторые места в их чартах (официального национального хит-парада в начале 1963года Британия не имела).
11 февраля 1963 года «The Beatles» в один приём, за каких-то12 часов, записали весь материал для дебютного альбома «Please Please Me».Через три месяца после выпуска одноимённого сингла (22 марта) «The Beatles»наконец-то выпустили свой первый альбом, который 12 апреля возглавилнациональный хит-парад (наконец-то появившийся) на целых 6 месяцев.
Альбом былсмикширован из собственных песен группы с авторством Леннона-МакКартни икавер-версий их любимых песен-шлягеров, принадлежавших знаменитым в то времяисполнителям. 13 октября 1963 года принято считать днём рождения «битломании» —феномена оглушительной популярности, которой до сих пор не повторила ни однагруппа мира. «The Beatles» тогда выступали в лондонском зале «Palladium»,откуда их концерт транслировался в программе «Sunday Night At The LondonPalladium» на всю страну.
The Beatles на шоу Эда Салливана
Программа собрала 15 миллионов телезрителей, нотысячи юных поклонников и поклонниц предпочли пропустить передачу и заполнили прилегающие к зданию концертного зала улицы в надежде увидеть музыкантов не на экране, а в жизни. После концерта квартету пришлось пробираться к машине вокружении наряда полиции. 4 ноября «The Beatles» стали гвоздем программы Королевского варьете в театре Принца Уэльского.
На концерте присутствовали королева-мать, принцесса Маргарет и лорд Сноудон, причем королева не скрыласвоего восхищения исполненной «The Beatles» песней «Till There Was You» из популярного мюзикла «The Music Man».
22 ноября вышел второй альбом квартета «With The Beatles».Из четырнадцати песен пластинки восемь — собственные произведения музыкантов, втом числе «Don’t Bother Me» — композиторский дебют Джорджа Харрисона. Альбомустановил мировой рекорд по количеству предварительных заявок торговли — 300тысяч, а к 1965 году было продано свыше миллиона экземпляров пластинки.
Поездка в Америку иразгар битломании (1963—64)
Несмотря на растущую популярность группы в Британии и еёвысокие позиции в чартах с начала 1963 года, американский двойник компании«Парлофон» — «Кэпитол Рекордз» (которым также владела EMI), не решился издаватьсинглы «The Beatles» в США, отчасти из-за того, что ещё ни одна английскаягруппа в Америке продолжительного успеха не имела. Брайану Эпштейну, правда,удалось заключить контракт с небольшой чикагской фирмой «Vee Jay», и онавыпустила синглы «Please Please Me» и «From Me To You», a также альбом«Introducing The Beatles», однако успеха они не имели и не попали даже врегиональные хит-парады.
Ситуация изменилась после выхода в США в конце 1963 года сингла«I Want To Hold Your Hand». В Англии он появился несколько раньше и сразу жепопал на первое место. Под впечатлением именно от этой песни музыкальный критикгазеты «The Sunday Times» Ричард Баккл в номере от 29 декабря 1963 года назвалЛеннона и МакКартни «величайшими композиторами после Бетховена». 18 января 1964года стало известно, что сингл «I Want To Hold Your Hand» занял в СоединенныхШтатах первое место в таблице журнала «Cash Box» и третье — в таблицееженедельника «Billboard». 20 января американская фирма «Capitol» выпустилаальбом «Meet the Beatles!», частично схожий по содержанию с английским «WithThe Beatles» — и сингл, и альбом 3 февраля стали в США «золотыми». К началуапреля в пятерке лучших национального хит-парада США фигурировали только песни«The Beatles», а вообще в хит-параде их насчитывалось 14.
«Битломания» шагнула за океан. Музыканты убедились в этомсразу же, как только приземлились 7 февраля 1964 года в нью-йоркском аэропортуКеннеди — встречать их пришло более четырех тысяч поклонников. В тот разквартет дал в США три концерта: один в вашингтонском «Колизее» и два — внью-йоркском Карнеги-холле. Кроме того, «The Beatles» дважды выступили в телепрограмме«Шоу Эда Салливана» (Ed Sullivan Show), собрав рекордное в истории телевиденияколичество зрителей — 73 миллиона (40 % населения США в то время!). Почти всеостальное время они встречались с журналистами, американскими коллегами поискусству, а утром 22 февраля вернулись в Англию.
2 марта «The Beatles» приступили к съемкам и записи песендля своего первого музыкального фильма «A Hard Day’s Night» и одноименногоальбома. Работа еще не была завершена, когда британская пресса сообщила о новойсенсации: появившийся 20 марта сингл «Can’t Buy Me Love»/«You Can’t Do That»собрал в Англии и США небывалое число предварительных заявок — 3 миллиона.Подобного первого тиража не знало ни одно произведение искусства и литературы.
4 июня квартет отправился в первое крупное заграничное турне.
Его маршрут пролегал через Данию, Голландию, Гонконг, Австралию, НовуюЗеландию и снова Австралию. Накануне поездки Ринго слег в больницу с острымтонзиллитом и вышел на сцену лишь 16 июня в Мельбурне. До этого «The Beatles» выступалис сессионным ударником Джимми Николом (Jimmy Nicol). Гастроли прошли с поистинетриумфальным успехом. В Аделаиде, например, музыкантов встречала в аэропорту300-тысячная(!) толпа.
The Beatles поприбытии в аэропорт Джона Кеннеди, Нью—Йорк, 7 февраля 1964 г.
Квартет возвратился в Лондон 2 июля, а через три дня встоличном кинотеатре «Павилион» (Pavilion) состоялась премьера фильма «A HardDay’s Night» (режиссер — Ричард Лестер). Вскоре после премьеры вышелодноименный альбом группы, впервые не содержавший ни одной заимствованнойпесни. И фильм, и пластинка вызвали восторженные отзывы прессы, а выдающийсяамериканский композитор и дирижер Леонард Бернштейн (Leonard Bernstein),прослушав альбом «A Hard Day’s Night», назвал Леннона и Маккартни «лучшимикомпозиторами-песенниками со времен Шуберта».
19 августа 1964 года началось первое полноценное гастрольноетурне «The Beatles» по Северной Америке (предыдущая поездка в феврале носиласкорее рекламно-экскурсионный характер). За 32 дня квартет проделал путь в 35 906 километрови дал в 24 городах 31 концерт (в том числе три в Канаде). За каждый концертансамбль получал 25—30 тысяч долларов. Первоначально маршрут гастролей включалне 24, а 23 города. Выступление в Канзас-Сити не предусматривалось, но хозяинместного профессионального баскетбольного клуба Charles О. Finley, явнорешивший войти в историю, предложил за один получасовой концерт «The Beatles»…150 тысяч долларов, и Брайан Эпштейн согласился.
Но самих музыкантов в те дни больше волновала другая,оборотная сторона успеха. Во время турне они ощущали себя узниками, посколькубыли полностью изолированы от мира. Отели, в которых они останавливались,круглые сутки осаждала толпа. Невероятно, но факт: аппаратура, с какой «TheBeatles» в 1964 году выступали на огромных стадионах, сегодня не удовлетворилабы и самый захудалый ресторанный ансамбль — настолько низкими были мощность икачество звука. Техника безнадежно отставала от заданного квартетом темпаразвития шоу-бизнеса. Не существовало даже мониторов (контрольных колонок), иза оглушительным ревом трибун музыканты часто не слышали не только друг друга,но и самих себя, сбивались с ритма, теряли тональность в вокальных партиях.Публика не замечала, она тоже почти ничего не слышала, да толком и не видела: вцелях безопасности сцену устанавливали либо в центре футбольного поля, либо назадней линии бейсбольной площадки.