Byrds
The Byrds — одна из самых влиятельных американских рок-групп1960-х годов, основатели фолк-рока. Также стояли у истоковпсиходелического рока и кантри-рока.
1964—1965
Группа была создана в 1964 году в Лос-Анджелесе начинающимикалифорнийскими музыкантами — Роджером Макгинном, Дэвидом Кросби и ДжиномКларком. Поначалу они называли себя The Beefeaters. Молодых музыкантов воодушевляли тексты Боба Дилана и энергичный мерси-бит The Beatles. Их мечтою было скрестить Дилана с Ленноном, фолк-музыку с роком. После некоторыхразмышлений они остановились на названии The Byrds — искажённое написаниеанглийского слова «птицы».
В этом отразился интерес основателей группы кавиации: авиационные темы легли в основу целого поколения их песен. Вскоре вколлектив вошли мандолинист Крис Хиллмэн и ударник Майкл Кларк, которому попричине нехватки средств приходилось репетировать на картонных коробках вместоударных. В январе 1965 г.группа записала первый сингл: на новейшую песню Дилана «Mr. Tambourine Man»было наложено нестройное бренчание двенадцатиструнной гитары и вокальныегармонии в стиле Beach Boys.
Замысловатые слова песни в соединении с непривычнымзвучанием электро инструментов («джэнгл-поп») сделали из неё первый хитфолк-рока. Вскоре песня заняла первую строчку хит-парадов продаж по обе стороныАтлантики, а о The Byrds стали писать как об «американском ответе The Beatles».
В июне 1965 г. в продажу поступил первый альбом группы, «Mr.Tambourine Man», в который вошли как оригинальные работы, так и перепевкинародных песен. Вдохновлённая успехом этой пластинки, звукозаписывающаякомпания потребовала, чтобы до конца года музыканты выпустили новый альбом.
Этот диск был записан наспех и появился на прилавках музыкальных магазинах ужев декабре. Вышедшая синглом песня Пита Сигера «Turn! Turn! Turn!», будучиначинена ветхозаветными цитатами, вернула The Byrds на первое место в BillboardHot 100.
1966—1967
В начале 1966 года The Byrds — как самая успешная рок-группаАмерики — решили отправиться с гастролями в цитадель новомодной рок-музыки —Лондон. Перелёт через океан навеял Кларку загадочные, импрессионистическиеслова песни «Eight Miles High», которая вошла в историю как первый шедеврпсиходелического рока.
Звучание это песни казалось странным, однако лишь немногиераспознали тут влияние индийской музыки — большинство наблюдателей приписалозагадочность слов и музыки наркотическому дурману. По этой причине «Eight MilesHigh» была запрещена на многих радиостанциях Америки и Европы, асопутствовавший ей альбом «Fifth Dimension» (июль 1966 г.) показал болеескромные цифры продаж, чем его предшественники.
Сильным ударом по группе обернулся уход из неё Джина Кларка,который написал большую часть её репертуара. Несколько лет спустя он быловернулся в коллектив, но продержался в его составе лишь три недели: паническийстрах авиаперелётов сделал невозможным его участие в концертных турах. В феврале 1967 г. оставшиеся участникизаписали четвёртый альбом «Younger Than Yesterday», в который вошло несколькооткровенно посредственных треков.
В этот период в группе обострилась борьба за первенство, на которое претендовал Дэвид Кросби,его поведение вызывалонеприязнь у других участников группы: так, на фестивале в Монтерее онпотребовал, чтобы всем женщинам и детям был роздан LSD, а затем стал выступатьвместе с главными конкурентами The Byrds на ниве фолк-рока — группой BuffaloSpringfield.
Последние годы и распад группы (1968—1973)
Внутренние противоречия привели к исключению Кросби изсостава команды, его уход впрочем никак не отразился на качестве альбома «The Notorious Byrd Brothers» (январь 1968), которыйпринято считать едва ли не самым последовательным и гармоничным диском TheByrds.
Вместо Кросби к участию в группе был привлечён кантри-клавишник ГрэмПарсонс — ближайший друг Кейта Ричардса из The Rolling Stones. Под его влияниеммузыканты окунулись в новую для себя стихию кантри-рока. Они были первойрок-группой, выступившей в Нэшвилле — столице музыки кантри.
Выход записанногос Парсонсом альбома «Sweetheart at the Rodeo» вызвал отчуждение частипоклонников, под нажимом лейбла вокал Парсонса был стёрт с дорожек этойпластинки, а сам клавишник спешно покинул группу.
После ухода основных участников классического составасередины 1960-х The Byrds фактически превратились в вывеску, под которойвыходили сольные работы Макгинна — такие, как саундтрек к культовому фильму«Беспечный ездок».
В смысле коммерческого и творческого успеха возглавляемыйМакгинном коллектив уступал не только The Flying Burrito Brothers (совместному проектуХиллмэна и Парсонса), но и супергруппе Crosby, Stills, Nash, and Young (уистоков которой стояли Дэвид Кросби и Нил Янг). В 1973 г. члены классическогосостава предприняли неудачную попытку воссоединения, после чего группа TheByrds была распущена, на этот раз уже окончательно.
По материалам