Авторизация | Регистрация

The Velvet Underground

7-03-2009, Категория - load, V

The Velvet Underground (Бархатное подполье) — культовая американская рок-группа 1960-х и 1970-хгодов, стоявшая у истоков альтернативной музыки.

Название часто сокращают до V.U. или The Velvets. Ключевые участники Velvet Underground — Лу Рид и ДжонКейл, относительно успешно продолжающие сольную карьеру после ухода из группы.

Несмотря на то, что пластинки группы продавались небольшимитиражами, Velvet Underground оказали огромное влияние на судьбу рока во второйполовине XX века. Хорошо демонстрирует влияние Velvet Underground известнаяфраза (которую часто приписывают Брайану Ино  о том, что мало кто покупал пластинки VelvetUnderground в то время, когда они выходили, но каждый, кто купил, основал своюсобственную группу.

Критики соглашаются, что творчество группы стало поворотныммоментом в истории рок-музыки[. Velvet Underground были одной из первых групп,экспериментировавших в авангардном направлении. Сложный и экспериментальныйзвук, как и реалистичные тексты Лу Рида, повлиял на развитие панка, нойз-рока и альтернативного рока. Медитативность, тягучесть композиций первого альбомагруппы повлияла на становление пост-панка. Эксперименты с фидбэком и нойзом навтором альбоме — на нойз-рок, особенно на главную группу нойз-попа Jesus AndMary Chain.


Начало истории (1964—1966)

Начало группы, в дальнейшем известной как The VelvetUndergound, относится к 1964 году. В то время Лу Рид играл в незначительныхгаражных группах, а также работал автором песен для лейбла Pickwick Records. Вконце года он встретился с Джоном Кейлом — валлийцем, переехавшим в Америку дляобучения классической музыке. В то время Кейл уже начинал сотрудничать савангардными композиторами вроде Джона Кейджа и Ла Монти Янга, влияние музыкикоторых ощущается на ранних записях The Velvet Underground. Кейл был приятнопоражён тем, что его экспериментальные идеи совпадают с идеями Рида, который, кпримеру, пытался использовать нетрадиционную настройку гитар, чтобы добитьсяболее мрачного саунда. В итоге Рид и Кейл начали играть и выступать вместе.

Первой их совместной группой стали The Primitives,недолговечный коллектив, собранный для записи написанной Ридом песни «TheOstrich». В дальнейшем Кейл и Рид позвали к себе Стерлинга Моррисона, приятеляРида из колледжа, в качестве гитариста и Агнес МакЛиз в качествеперкуссионистки. Первым названием группы стало The Warlocks, позже они сменилиего на The Falling Spikes. Название «The Velvet Underground» носила книга осадомазохизме авторства Майкла Лейта; она была оставлена в нью-йоркскойквартире, куда переехал Рид, предыдущим жителем, Тони Конрадом. Группепонравилось это название; его плюсом также стала определённая связь саванградистским видео того времени (которым занимался в том числе Конрад), атакже то, что в это время Рид сочинил песню «Venus in Furs» — вдохновлённуюкнигой Леопольда фон Захер-Мазоха «Венера в мехах» и имевшую такжесадомазохисткую тематику. В итоге группа решила сделать «The VelvetUnderground» своим названием.

The Velvet Underground начали активно репетировать вНью-Йорке. Их музыка в то время была куда мягче, чем дальнейшие работы: Кейлвременно отошёл от авангарда и увлёкся идеями бит-поколения, игра МакЛиз набарабанах была крайне мягкой и спокойной. В июле 1965 года Рид, Кейл и Моррисонзаписали демо в своей комнате на Lodlow Street. Когда Кейл ненадолго уезжал вБританию, он отдал демо Марианне Фэйтфул, надеясь, что она даст его МикуДжаггеру; однако никакой реакции на демо не последовало. В 1995 году оно вошлов ретроспективный бокс-сет Peel Slowly and See.

Когда группа заработала около $75 за свой концерт в школегорода Саммит, Нью-Джерси, МакЛиз ушла из группы (она объясняла это тем, чтогруппа «продалась» — по словам Моррисона, она играла только ради искусства)Заменой МакЛиз стала Морин Такер, младшая сестра друга Моррисона Джима Такера.Упрощённый барабанный стиль Такер стал для группы чем-то абсолютно новым: онаиграла в основном на том-томах и бас-бочке, используя молотки в качествеударных палочек и практически не задействуя тарелки. Когда остальные участникипопросили Такер о чём-нибудь необычном, она слегка передвинула бас-бочку истала играть стоя, а когда её установка была забыта в одном из клубов, Моринсделала новую из найденных на помойке бочек и ящиков. Своеобразные ритмы Такерстали органичной частью общего саунда группы. The Velvets стали играть в клубахи постепенно добились определённой известности в узких кругах.


Встреча с Энди Уорхолом (1966—1967)

В 1965 году менеджером группы стал знаменитый художник ЭндиУорхол, предложивший группе использовать в качестве вокалистки на некоторыхпеснях свою протеже, певицу немецкого происхождения Нико. Репутация Уорхолапомогла группе достигнуть ещё большей известности; более того, именно он помоггруппе заключить контракт с лейблом Verve Records, формально значась «продюсером»,а фактически даровав The Velvet Underground возможность создать тот звук,который будет устраивать их. Благодаря Уорхолу группа также стала участвовать вмультимедиа-шоу Exploding Plastic Inevitable, в котором использовалась ихмузыка; шоу включало видео и иллюстрации, сделанные Уорхолом. Несколько месяцевэто шоу устраивало свои представления в Нью-Йорке, а потом совершило тур по СШАи Канаде. Последний раз его инсталляция произошла в мае 1967 года.

В 1966 МакЛиз ненадолго вернулась в группу, и вместе онисыграли несколько концертов (в них не участвовал Рид, поскольку заболелгепатитом); Кейл пел и играл на органе, а Такер перешла на бас-гитару. Вчастности, во время этих записей группа исполняла джем «Bucker T» (основой дляназвания стала рок-группа Booker T. & the MG`s); позже этот джем былзаписан под названием «The Gift» для «White Light/White Heat». Некоторые изэтих концертов были записаны и изданы на бутлегах, став единственнымисохранившимися записями The Velvet Underground с МакЛиз. МакЛиз хотелавернуться в группу, уже добившуюся без неё определённой популярности, однакоРид в итоге помешал этому.

В декабре 1966 Уорхол и Дэвид Далтон создали специальныймультимедиа-проект для журнала Aspen. Помимо различных иллюстраций и буклетов,в «комплект» вошёл двухсторонний диск, на одной стороне которого находилисьзаписи, связанные с Тимоти Лири, а на другой — запись «Loop», подписаннаяназванием The Velvet Underground. На самом деле «Loop» была записана Кейлом водиночку и представляла из себя запись гитарного фидбэка, чья громкостьусиливалась к концу. Эта запись стала своего рода предтечей нойз-альбому Рида«Metal Machine Music», основанному на той же идее, и одной из первых записей,предопределивших нойз и индастриал. Также «Loop» стала первой изданной идоступной для продажи записью The Velvet Underground.


The Velvet Underground and Nico (1967)

Дебютный альбом The Velvet Underground записывался в трёхразличных студиях на протяжении 1966 года; большая часть сессий прошла наScepter Studios в Нью-Йорке в апреле. На четырёх песнях в качестве вокалисткипоучаствовала Нико. Альбом выпустил в 1967 году лейбл Verve Records. Несмотряна то, что пластинка сыграла очень важную роль в развитии рок-музыки, и вбудущем восхвалялась музыкальными критиками, после выпуска альбом достиг только171 места в чарте Billboard.


White Light/White Heat (1968)

The Velvet Undeground продолжали выступать живьём, и ихконцерты становились всё тяжелее и экспериментальнее, в них стали присутвоватьмногочисленные импровизации. По утверждению Кейла, группа в этот период сталаодной из первых, использовавших усилители фирмы Vox; стали применяться и другиеновые звуковые эффекты. Всё это нашло отражение на втором лонгплее группы.

The Velvets перестали сотрудничать с Уорхолом и Нико, иприступили к записи «White Light/White Heat» в сентябре 1967 года с ТомомУилсоном в качестве продюсера. Материал группы стал более сырым, грязным ижёстким; по утверждению Кейла, если на первом альбоме были моменты слабости икрасоты, то второй альбом стал «сознательно анти-красивым».

Первая одноимённая песня альбома начинается с энергичногозвучания пианино Кейла в духе Джерри Ли Льюиса. Любимой песней Рида с альбомастала зловещая «Lady Godiva`s Operation». «The Gift» представляла из себякороткую историю, написанную Ридом и рассказанную на фоне музыки Кейлом с егохарактерным шотландским акцентом. Одной из наиболее известных песен пластинкистала медитативная «Here She Comes Now», перепетая позже R.E.M., Nirvana,Galaxie 500 и Cabaret Voltaire. Однако наиболее экспериментальными моментамипластинки стали две нойз-роковых композиции — «I Heard Her Call My Name» и«Sister Ray», причём вторая длится около 17 минут.

Коммерчески второй альбом группы стартовал ещё менееуспешно, чем первый — он две недели продержался в Billboard Top 200 на позиции199. Группа была крайне недовольна настолько слабой реакцией на свои старания,и в итоге в The Velvets усилились противоречия. Последняя сессия в«классическом» составе была записана группой в феврале 1968 года и яркоотражает разногласия двух её лидеров: Ридом были сочинены две мелодичныепоп-песни («Temptation Inside Your Heart» and «Stephanie Says»), а Кейлом —очередной эксперимент с «пилящей» скрипкой («Hey Mr. Rain»). (Эти записи небыли выпущены вплоть до включения в компиляции редких треков VU и AnotherView). Ещё целый ряд песен, сочинённых в соавторстве с Кейлом, группа исполнялана концертах, но он записал их в студии уже сольно («Walk It and Talk It»,«Guess I’m Falling in Love», «Ride into the Sun», and «Countess from HongKong»).


The Velvet Underground (1969)

До начала работы над третьим альбомом Кейл ушёл из группы.Его заменил Дуг Юл из бостонской группы The Glass Managerie, которая несколькораз играла на разогреве у The Velvets. В конце 1968 года был записал третий,одноимённый альбом группы — «The Velvet Underground». Альбом был выпущен 12марта 1969 года и не попал в Billboard Top 200.

Ранние альбомы The Velvet Underground, по мнению многихкритиков, были своего рода итогом творческого сотрудничества-противостоянияРида и Кейла, мелодизма первого и авангардных идей второго. На третьем дискегруппы, первом без Кейла, саунд стал более мягким и спокойным и куда менееэкспериментальным; в мелодике песен заметно влияние фолка, и именно здесьсформировался тот стиль песен Рида, которому он в дальнейшем стал следовать насольных работах.

Дополнительной причиной перемен в звуке стало то, что примочкии усилители фирмы Vox были похищены из аэропорта, в котором группа находиласьво время тура; поэтому The Velvet Underground решили заключить контракт иподдерживать оборудование фирмы Sunn. В продолжение этой «политики» Рид иМоррисон купили двенадцатиструнные электрогитары Fender. В итоге звенящий,лёгкий гитарный звук Моррисона и мелодические бас-линии Юла стали основой«нового» звука Velvets. Рид добивался более мягкого вокала и поэтому нанекоторых песнях даже уступил обязанности лид-вокалиста: Дуг Юл спел наоткрывающей альбом песне «Candy Says», Такер — на «After Hours» (эту песню Лупосчитал настолько чистой и невинной, что не решился спеть её сам). Звучаниеальбома «The Velvet Underground» оказало значительное влияние на развитиеинди-рока и стилистики лоу-фай.


Сессии к четвёртому альбому. Loaded (1969—1970)

Большую часть 1969 года The Velvet Underground провели вдороге, практически не останавливаясь в Нью-Йорке. В октябре 1969 года былзаписал концертный альбом «1969: The Velvet Underground Live» (его выпустил в1974 году на лейбле Mercury Records критик Пол Нельсон). Также на протяжениигода группа работала в студии, записав немалое количество материала, которыйтак и не был выпущен из-за разногласий с лейблом.

Саунд этих записей сталсвоего рода переходным между мягким звуком «The Velvet Underground» и поп-рокомчетвёртого альбома. Значительно позже эти записи вошли на сборники ауттейков«VU» и «Another View»; следует также отметить, что некоторые из этих песен Ридпереработал для своих сольных альбомов («Stephanie Says», «Ocean», «I Can’tStand It», «Lisa Says», «She’s My Best Friend»). В сущности, значительная частьсамых успешных ранних сольных песен Рида стали перезаписями его песен,репетировавшихся с The Velvet Undergound; в исходных версиях они были выпущеныпозже на сборника VU, Another View, Peel Slowly and See.

 В 1969 году президент MGM Records Майк Карб решил очиститьлейбл от групп, связанных с наркотической и хиппи-тематикой; в этот списокпопали и The Velvet Underground (а также Фрэнк Заппа с The Mothers ofInvention). Несмотря на это, лейбл оставил за собой права на невыпущенныезаписи выгнанных групп.

The Velvets пришли на Atlantic Records; на подчинённом имлейбле Cotillion Records и был выпущен их последний альбом с Ридом, «Loaded».

Название альбома («нагруженный») намекает на провозглашённый Atlantic Recordsлозунг о том, что альбомы должны быть «нагружены хитами». Несмотря на то, чтодиск не стал таким хитом, как того ожидала компания, он включил самыемейнстримовые поп-песни из когда-либо записанных группой, в первую очередь«Rock and Roll» и «Sweet Jane». Саунд группы стал более поп-роковым, сэлементами фолк-рока и ритм-энд-блюза, не утратив при этом мелодизма.

Поскольку Такер временно покинула группу по причинебеременности, несмотря на то, что она числится в качестве ударницы в выпускныхданных альбома, на самом деле барабанные партии исполнялись различными людьми,включая Юла, инженера Эдриена Барбера, сессионного музыканта Томми Кастанеро ибрата Дуга Юла Билли, в то время учившегося в средней школе.

Отчаявшись добиться с группой хоть какого-либо успеха, подвлиянием нового менеджера Стива Сесника в августе 1970 года Рид решилрасстаться с The Velvet Underground. По существу, группа распалась во времязаписи альбома, и Лу ушёл непосредственно перед его выпуском. Позже онутверждал, что был удивлён, увидев альбом на прилавках; по его словам, он«оставил их с их альбомом, полным хитов, написанных мной».

Рид был крайне разочарован тем, в каком виде на альбомпопали песни «Sweet Jane» и «New Age». Обе песни были сокращены; так, воригинальной версии «New Age» финальная фраза «It’s the beginning of a new age»(русск. Это начало нового века) должна была повторяться много раз. Также на«Loaded» не попало короткое вступление к «Rock and Roll». С другой стороны, поутверждениям Юла, альбом был закончен к тому моменту, когда Лу ушёл из группы,и тот знал обо всех произведённых изменениях; за те несколько недель, которыепрошли между уходом Рида и выпуском пластинки, не мог произойти весь долгийпроцесс исправления, мастеринга и подготовки к изданию. Так или иначе,первоначальные версии песен вышли на выпущенном несколько лет спустяпереиздании «Loaded», а также были включены в бокс-сет «Peel Slowly and See».


Последние годы. Squeeze (1973)

Хотя сопровождавший «Loaded» сингл «Who Loves The Sun» непроизвёл сколько-нибудь заметного эффекта, в целом диск стал своего родатриумфом на фоне предыдущих «успехов» группы. «Rock and Roll» и «Sweet Jane»стали крайне популярны на радио, и группа, в том числе присоединившийся к нейУолтер Пауэрс на басу и Юл, ставший гитаристом и лид-вокалистом, отправилась втур по США и Европе. В то же время Моррисон получил звание бакалавра искусств иоставил группу ради академической карьеры в Университете Техаса и Остина.Заменой ему стал клавишник и певец Уилли Александер. The Velvets дали рядконцертов в Англии, Уэльсе и Голландии; часть материала с них была издана набокс-сете 2002 года Funal V.U..

Тем временем настолько радикальные перемены в составе группывызвали недовольство у фанатов, которые стали называть группу «VelveteenUnderground» .Юл также начал чувствовать дискомфорт, выступая под именем«Velvet Underground»; сохранившиеся записи этого периода демонстрируют, что онстарался исполнять в основном новый материал, а не старые вещи авторства Рида.

В 1972 году лейбл Atlantic Records выпустил записьпоследнего концерта The Velvets с Ридом — «Live at Max`s Kansas City». Этазапись была сделана фанатом группы и участником тусовки Уорхола БриджитомПолком 23 августа 1970 года. В то же самое время Дуг Юл совершал сольный тур поВеликобритании, по возвращении из которого он оказался без группы — Сесникуволил Такер, Пауэрса и Александера. Также Сесник добился надёжного контрактаVelvet Underground с лейблом Polydor Records, и в 1973 году Юл записал ивыпустил альбом «Squeeze». В записи принимал участие барабанщик Deep Purple ИенПэйс.

Отношение к последнему выпущенному под именем The VelvetUnderground студийному альбому остаётся крайне противоречивым. Критик СтивенЭйрлвайн с ресурса All Music Guide отмечает, что пластинка получила«однообразно плохие отзывы» и была, по сути, вычеркнута из традиционнойдискографии The Velvet Underground. Рейтинг этого альбома на «All Music Guide»составляет 1 из 5 (остальные студийные альбомы The Velvets получили 5 из 5);«Squeeze» также находится в рейтинге худших альбомов всех времён ресурса RateYour Music. На альбоме преобладают лёгкие поп-рок / кантри-интонации, некоторыевещи с него напоминают песни с «Loaded»; по мнению многих, альбом бы стал болееуспешен, если бы был выпущен не под именем The Velvet Underground, а каксольный диск Юла (поскольку по сути он являлся таковым).

В 1972 году Рид, Кейл и Нико объединились и дали дваконцерта в Лондоне и Париже. Парижский концерт в клубе Bataclan был выпущен вкачестве бутлега, а в 2003 году вышел как официальный концертный альбом под названием«Le Bataclan `72».


После распада (1973—1990)

Кейл, Рид и Нико начали более или менее успешные сольныекарьеры, периодически сотрудничая друг с другом (так, Кейл спродюсировал рядальбомов Нико). Стерлинг Моррисон стал профессором, какое-то время преподаваясредневековую литературу в Университете Техаса и Остина, а затем несколько летбыл капитаном буксира. Морин Такер жила семейной жизнью, в 80-х на какое-товремя вернувшись к музыке. Среди групп, с которыми пытавшийся продолжитьмузыкальную карьеру Моррисон гастролировал, была и группа Такер.

18 июля 1988 года Нико умерла от кровоизлияния в мозг, послетого, когда упала с велосипеда.

Чешский диссидент Вацлав Гавел был фанатом The VelvetUnderground и даже находился в дружеских отношения с Лу Ридом. Комментируя своюпричастность к напоминающему название группы наименованию «Бархатная революция», в результате которой в Чехии был свергнут коммунизм, Рид говорил, что её идеисоотвествуют его миролюбивому характеру — ведь эти события были бескровными.Послеизбрания Гавела в качестве президента сначала Чехословакии, а затем Чешско?республики, Рид навестил его в Праге, 16 сентября 1998 по просьбе Гавела Ридсыграл на торжественном ужине в честь него на приёме у Клинтона.


Воссоединения (1990,1992—1994)

В 1990 году Рид и Кейл записали совместный альбом Songs forDrella, посвящённый памяти умершего в 1987 году Энди Уорхола. («Drella» —псевдоним Уорхола, составленный их слов «Dracula», Дракула, и «Cinderella»,Золушка). Несмотря на то, что Моррисон и Такер работали с Ридом и Кейлом напротяжении сольной карьеры, на «Songs for Drella» два лидера The VelvetUnderground «встретились» впервые. Начали ходить слухи о реюнионе группы,подкреплённые совместным исполнением «Heroin» на бис во время приуроченного к «Songsfor Drella» концерта.

В итоге The Velvet Underground в составеРид-Кейл-Моррисон-Такер объединились в 1992 году и отправились в тур по Европе,который начался в Эдинбурге 1 июня 1993 года. Также группа выступила нафестивале в Гластонбери, и фото с этого выступления попало на обложку журналаNME. В большей части песен, которые в оригинале пела Нико, вокальные партииперешли к Джону Кейлу. Также The Velvets поучаствовали в пяти концертах тура U2Zoo TV Tour. Материалы этих концертов в 1993 году были выпущены на альбоме LiveMCMXCIII.

У группы были планы совершить турне по США, поучаствовать вMTV Unplugged и даже выпустить ещё один студийный альбом. Однако из-за вновьвозникших противоречий Рида и Кейла возрождённые The Velvet Undergroundраспались.

30 августа 1995 года Стерлинг Моррисон умер от лимфомы. Это,как первоначально считалось, положило конец всем намерениям группы сноваобъединиться. Однако планы изменились, когда в 1996 году The Velvet Undergroundбыли включены в Зал славы рок-н-ролла; Рид и Кейл решили оставить противоречияи возродить The Velvet Underground в последний раз вместе с Такер. Дуг Юл небыл приглашён, что расценил как неуважение со стороны бывших согруппников. Нацеремонии группу представила Патти Смит, и Velvet Underground исполнили песню «Last Night I Said Goodbye to MyFriend», посвящённуюпамятиСтерлингаМоррисона.


Интересные факты

•          В 2004 годужурнал Rolling Stone поставил The Velvet Underground на 19 место в списке 100величайших артистов всех времён.

•          Группабылаупомянутавпесне Fleetwood Mac1982 года «Gypsy» встроках: «So I’m back to the Velvet Underground / Backto the floor that I love / To a room with some lace and paper flowers» (русск. И я возвращаюсь к VelvetUnderground, возвращаюсь в мой любимый дом, в комнату с кружевами и бумажнымицветами). Это отсылка к детству вокалистки Стиви Никс, когда та слушала TheVelvets; кроме того, на неё оказала значительное влияние Нико.

 

По материалам

wikipedia.org



    Назад    Видео    Музыка

Похожие новости:

Комментарии к новости:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ПОИСК

ВСЕ РОК-ГРУППЫ A-Z

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

НОВОСТИ

Группа «Кукрыниксы» закончит свою карьеру большим концертным туром На выпускной бал Алые паруса стало популярным приглашать рокеров Саксофонисту не хватило полминуты до нового мирового рекорда Игги Поп спел вместе с группой Metallica Бывший солист группы Rage Against the Machine записал свой первый сингл Papa Roach представили еще одну песню из нового альбома Группа «Ночные снайперы» сделает годовой перерыв в концертной деятельности В 2017 году выйдет два новых альбома группы Би-2

ВИДЕО РОК-ГРУПП A-Z

A B C D E H J L M N K O P Q R U V W Y Z

ПОПУЛЯРНОЕ