Авторизация | Регистрация

Bob Dylan

13-04-2009, Категория - load, B

Боб Дилан (англ. Bob Dylan, настоящее имя — Роберт АлленЦиммерман англ. Robert Allen Zimmerman; род. в 1941) — американскийавтор и исполнитель песен, который — по данным опроса журнала Rolling Stone —является второй (после The Beatles) по влиятельности фигурой в истории рока.


Детство и юность

Роберт Циммерман родился 24 мая 1941 г. в городе Дулут(штат Миннесота), в семье мелкого торговца. Родители музыканта принимали активное участие в жизни местной еврейской общины. Его предки приехали в США изВосточной Европы и черноморского побережья Турции (через Одессу). В своейавтобиографии Дилан упоминул даже о киргизских корнях.

В 1947 г.отец Дилана заболел полиомиелитом, и семья переехала в соседний город Хиббинг.В детстве Роберт много слушал музыкальные передачи c записями блюзов. Особенноего впечатлила фолк-музыка Хэнка Уильямса и Вуди Гатри (за которым он ухаживалв больнице во время его смертельной болезни). Он осваивает азы игры на гитаре,его любимым инструментом становится губная гармошка. В возрасте десяти летон написал первые стихи.

Учась в средней школе, Боб выступает в составе различныхколлективов, исполнявших  музыку в кафе и барах, занятия музыкой онпродолжает и после поступления в Университет Миннеаполиса (1959). За свою карьеруон использовал несколько псевдонимов,но своим основным псевдонимом, получившим всемирную известность, музыкант сделал имя своего любимого поэта  Тома Дилана.


Фолк-музыка

После поездки в Денвер Дилан твёрдо решил статьпрофессиональным музыкантом. В январе 1961 г. он приезжает в Нью-Йорк, и довольнобыстро его имя становится популярным в Гринвич-Виллидж. Вышедший в феврале 1962году первый альбом «Bob Dylan» был в основном из перепетых песенклассического фолк- и блюз-репертуара. Удивление вызывала нарочито разговорнаяманера исполнения, в которой они были исполнены, для следующего альбома«Freewheelin` Bob Dylan», Дилан написал в течение года большое число«протестных» песен с политическим подтекстом. Насчёт музыкального оформленияэтих песен музыкант и его импресарио разошлись во мнениях, Дилан пыталсязаписывать рок-н-ролл с группой гитаристов и ударников, однако под нажимомимпресарио альбом был выпущен как акустическая запись фолк-мелодий всопровождении гитары и иногда губной гармошки.

 

 Боб Дилан и Джоан Баез, август 1963 г.

 

Несмотря на музыкальный консерватизм и еще сырую манеруисполнения, «Freewheelin` Bob Dylan» стал границей в истории фолк-музыки.За всё время существования поп музыки  ещё никто не писал таких глубокихпесен, как «Bob Dylan’s Dream» («Сон Боба Дилана»). Апокалиптические видения«ядерной зимы» в «A Hard Rain’s a-Gonna Fall» оказались особенно актуальными во времена Карибского кризиса, в тот момент в стране набирало силу движение за права человека иза расовое равноправие. На этой волне большой резонанс получила песня Дилана «Blowin` in the Wind» в исполнении трио Peter, Paul & Mary. Свои версииэтой песни записали такие  музыканты как Марлен Дитрих, Элвис Пресли, Этта Джеймс, Стиви Уандер и Долли Партон. Под впечатлением от неёзвезда ритм-энд-блюза Сэм Кук написал «A Change Is Gonna Come» ,историческое произведение соул-музыки1960-х —  великий гимн борьбы черных заравенство.

Однако основным исполнителем песен Дилана в эти годы была егоневеста, Джоан Баез, значительная часть репертуара которой в то времяпринадлежала  Дилану.

«Freewheelin` Bob Dylan» произвёл большое впечатление нетолько на поклонников фолк-музыки и не только в США, любимцы британской публикиThe Beatles, по свидетельству Джорджа Харрисона, заслушали его до дыр, альбомДилана научил ливерпульскую четвёрку, что поп музыка  можетбыть не только о романтических чувства мужчины и женщины.

По примеру Дилана«битлы» стали экспериментировать с песнями и усложнять свой репертуар. Междутем в начале 1964 года выходит новый альбом протестных песен Дилана «The TimesThey Are A-Changing», вслед за ним через несколько месяцев последовал диск«Another Side of Bob Dylan», в музыкальной композиции которого появляются частиблюза и ритм-энд-блюза.

Впервые вистории музыки суть не излагается прямым текстом, а передаётся переплетениемсложных образов, иногда слово следует за словом, как «поток сознания».


Переход к фолк-року

На рубеже 1964 и 1965 на вершину американских чартов продаж(Billboard Hot 100) одна за другой поднимаются рок-н-ролльные кавер-версиидилановских песен, например, «Mr. Tambourine Man» (в исполнении американцев TheByrds). В последней песне содержалось зерно психоделической музыки: слова еёнедоступны для однозначного толкования, что заставило многих заключить, что онибыли написаны под воздействием наркотиков (LSD).

Широкая популярность этих аранжировок, вкупе спрослушиванием нового материала The Beatles, побудили Дилана собрать командурок-музыкантов и перейти от акустической фолк-музыки к фолк-року. Эта переменав полной мере сказалась в его альбоме «Bringing It All Back Home» (март 1965 г.), который был снедоумением воспринят в среде поклонников фолк-музыки. Выступление Дилана срок-номерами на фолк-фестивале в Ньюпорте было встречено шквальным свистом.Публика ожидала от него новых песен с налётом политического протеста, в товремя как сам поэт направлялся в совершенно другом направлении.


Великая рок-трилогия

Летом 1965 года Дилан выпускает свой первый полноценныйрок-альбом — «Highway 61 Revisited». На протяжении нескольких лет миррок-музыки переваривал революционный заряд этой пластинки. В серьёзных литературныхжурналах стали появляться статьи, разбирающие слова песен Дилана. Подсчитано,что с 1964 по 1966 более сотни различных артистов перепевали его новые песни.Выходу «Highway 61 Revisited» предшествовал сингл «Like a Rolling Stone»(прослушать фрагмент) (2-е место в США), который тоже был революционным вомногих отношениях. Помимо пронзительной поэтичности текста и мощногорок-н-ролльного бита, этот шестиминутный сингл положил конец той эпохе, когдасинглами не выпускались песни, превышающие по продолжительности три минуты. В2004 году эта песня возглавила составленный по опросу журнала Rolling Stonecписок 500 лучших песен всех времён. (В аналогичном перечне альбомов «Highway61 Revisited» занял четвёртое место).

С осени 1965 по весну 1966 года у Дилана был весьма плотныйгастрольный график. Одновременно развивался бурный роман с начинающей актрисойкиностудии Энди Уорхола — Эди Седжвик, про которую, видимо, была написана еговыдающаяся баллада «Just Like a Woman». Певец чувствовал, что для проведениямасштабного рок-турне ему необходима достойная команда музыкантов. Осенью 1965он стал гастролировать с блюз-группой The Hawks («ястребы»), которая вскорепеременила название на The Band («команда») и с большим успехом сопровождалаего в течение ряда лет. Наиболее насыщенным получилось турне по Великобритании,в ходе которого Дилан отыграл свой самый знаменитый концерт, в Манчестере, вовремя которого кто-то из толпы крикнул ему «Иуда!» (намёк на его отход отпротестных гимнов начала шестидесятых), на что участники The Band виртуозноответили исступлённо-яростным исполнением «Like a Rolling Stone». До 1998 годазапись этого исторического концерта можно было приобрести только в качествебутлега. То же самое касается множества замечательных песен, которые Диланисполнял на концертах, но которым не было суждено войти в его студийныеальбомы.

 

Боб Дилан на обложке двойного альбома «Blonde on Blonde» (1966)


В мае 1966 года вышел двойной рок-альбом Дилана — «Blonde on Blonde», который во большинстве своем развивал темы предыдущих двух. Сам музыкант обрисовал звучание альбома как «этот дикий, утончённый ртутный звук». Скоро стали говорить о наличии в его творчестве специфичной рок-трилогии («Bringing It All Back Home», «Highway 61 Revisited», «Blonde on Blonde»), которую принято полагать его величайшим свершением и одним из крупнейших явлений в американской культуре 20-го столетия.
Между рок-критиками давно не затихает спор, какой из альбомов трилогии следует считать вершиной дилановского творчества.


Кантри-рок
29 июля 1966 года Дилан попал в аварию на байке и вынужден был прекратить гастрольную деятельность, говорили что его состояние было критическим и что несчастный случай привёл к временной амнезии, хотя подлинная тяжесть полученных травм остаётся поводом для сплетен. Некоторые биографы полагают, что этот несчастный случай был использован Диланом как предлог для того, чтобы переосмыслить направление своей музыкальной деятельности и провести как можно больше времени в загородном доме с семьей (к тому времени он был женат и у него было несколько детей).
Во время данного периода затворничества Дилана навещали участники The Band. В течение нескольких месяцев они записывали с ним как новые песни (тексты которых стали гораздо наиболее прозрачными), так и варианты традиционных народных мелодий. Эти записи свидетельствуют о наметившемся отходе Дилана от рок-музыки в сторону кантри. Официально они не были выпущены, но циркулировали в качестве бутлегов, и только в 1975 г. лейбл Columbia Records пресек незаконное распространение путём выпуска официальной версии Basement Tapes («плёнок из подвала»). Собственно, тогда-то в мире рок-музыки впервые и появилось такое понятие, как бутлег.
В декабре 1967 г. в продажу поступил долгожданный альбом со свежими песнями Дилана — «John Wesley Harding» (2-е место в США, 1-е место в Великобритании), который положил начало новому направлению популярной музыки — кантри-року. Хотя большинство рок-музыкантов отнеслось без энтузиазма к очередному повороту в музыкальном развитии Дилана, камерное звучание этого диска и его нарочито немудреная лирика (часто вместе с библейским подтекстом) произвели значительное впечатление на музыкантов из южных штатов США. Скажем, визитной карточкой Джими Хендрикса стала утяжелённая версия вошедшей в этот альбом песни «All Along the Watchtower»; сам Дилан признал его обработку лучшей из всех.
Увлечение Дилана американской народной музыкой привело его в столицу кантри — Нэшвилл. Здесь он имел возможность записываться с ведущими сессионными музыкантами этого направления, а также с легендарным Джонни Кэшем. Добиваясь чистоты звука, на время записи нового альбома он изменил тембр своего голоса и даже бросил курить. Вышедший в 1969 году альбом «Nashville Skyline» был ближе по звучанию к традиционному кантри, нежели к кантри-року. Он смутил многих поклонников Дилана (которые находили его новый материал неровным по качеству), однако выпущенная синглом песня «Lay Lady Lay» пользовалась успехом у публики и вошла в лучшую десятку поп-чартов США. Эта песня предназначалась Диланом для кинодрамы «Полуночный ковбой», на отдельные темы которой и намекает весьма рискованный по тем временам текст.

Творческий кризис
После нэшвилльского периода музыкальное развитие Дилана зашло в тупик. По-видимому, 30-летнему музыканту было неясно, в какую сторону двигаться дальше. На его двойном альбоме «Self-Portrait» (июнь 1970) были перемешаны новые песни, вновь записанные старые хиты, концертные записи и кавер-версии песен других исполнителей. На музыкальную общественность альбом произвёл самое удручающее впечатление. Стали поговоривать, что с концом шестидесятых выдохся и их главный музыкальный локомотив — Боб Дилан.
Уже в октябре 1970 Дилан выпустил новый альбом «New Morning», призванный реабилитировать его в глазах публики после громкого провала «Self-Portrait». Это был шестой альбом Дилана, возглавивший британские чарты продаж. Тогда же в продажу поступил его экспериментальный роман «Тарантул», написанный под влиянием Джека Керуака. В августе 1971 музыкант отыграл на грандиозном концерте, устроенном Джорджем Харрисоном в помощь обездоленным жителям Бангладеша. После этого на протяжении года про него почти ничего не было слышно.
В 1973 году Дилан дебютировал в кин?, сыграв в фильме «Пэт Гэрретт и Билли Кид» и написав для него гимн «Knockin` on Heaven’s Door» («достучаться до небес», 4-е место в США). Эта песня вошла в золотой фонд рок-музыки и впоследствии исполнялась десятками артистов — от Боба Марли и Роджера Уотерса до U2 , Guns N`Roses и Avril Lavigne.

Концертная деятельность и «Blood on the Tracks»
В это время истёк контракт Дилана с Columbia Records, и он поторопился сменить лейбл. В догонку ему Columbia выпустила подборку «Dylan», в которую вошёл, наверное, самый худший материал, записанный Диланом в прежние годы и отсеянный им из окончательных версий своих альбомов. На вновь созданом лейбле Дэвида Геффена музыкант записал и выпустил первый студийный альбом за три с половиной года — «Planet Waves» (1974). Это был первый его диск, дебютировавший на верхней строчке Billboard 200. Большое количество песен были вдохновлены непростыми отношениями с женой Сарой (их брак близился к распаду).
Для продвижения нового альбома Дилан и The Band пустились в затяжной тур по США, который стал самым коммерчески удачным в истории рок-н-ролла. На концертах исполнялись не только старые и новые песни Дилана, но и главные хиты Робби Робертсона из The Band — такие, как «The Night They Drove Old Dixie Down» и «The Weight». Восторженный приём, оказанный Дилану во время гастролей по США, вдохновил Геффена выпустить двойной концертный диск «Before the Flood», записанный во время этого турне.
Меж тем, вернувшись из турне, Дилан примирился с Columbia Records и приступил к записи своего пятнадцатого студийного альбома — «Blood on the Tracks». Впервые с середины 1960-х песни носили пронзительно-исповедальный характер, то, что было не в последнюю очередь обусловлено неурядицами в семейной жизни Дилана. В качестве продюсера диска был приглашён авторитетный Фил Рамон. На таких дорожках, как «Tangled Up in Blue», было видно, насколько вырос Дилан за последние годы в роли вокалиста. В начале 1975 г. альбом возглавил хит-парад американских альбомов и стал одним из самых прибыльных релизов за всю карьеру Дилана. Критики сопоставляли «Blood on the Tracks» с пластинками его эпохальной рок-трилогии середины шестидесятых; некоторые утверждают, что это его самый обдуманный и совершенный альбом.
На волне такого триумфа Дилан и Робертсон загорелись планом учредить грандиозный концертный тур, который должен был превзойти предыдущий по всем показателям. К участию в этом проекте, кроме The Band, были привлечены Джоан Баез, Джони Митчелл, Мик Ронсон и Аллен Гинзберг. По ходу дела Дилан наспех записал шестнадцатый студийный альбом «Desire», который царил на вершине чартов на протяжении пяти недель. Турне под названием Rolling Thunder Review началось осенью 1975 и закончилось 25 ноября 1976 года в Сан-Франциско прощальным концертом The Band, который был озаглавлен «последний вальс» («The Last Waltz»). Помимо Дилана, здесь выступили Нил Янг, Ван Моррисон, Джони Митчелл, Эрик Клэптон и Мадди Уотерс. Режиссёр Мартин Скорсезе выпустил об этом событии один из самых легендарных концертных фильмов в истории музыки.

Восьмидесятые годы: христианство

Хотя The Band прекратили концертную деятельность, Дилан напротяжении 1978 года продолжал выступать по всей стране, причём мнениянаблюдателей об этих концертах были далеко не однозначными. На исходе года37-летний музыкант объявил о том, что ему заново открылись истины христианства.Начиная с записанной в 1979 году c гитаристом Марком Нопфлером пластинки «SlowTrain Coming», на его альбомах начинают преобладать песни религиозной тематики.В своих новых работах Дилан гневно обрушивался на проституцию и порнографию.Многие восприняли это как ханжество. Например, Джон Леннон написал одну изсвоих последних песен «Serve Yourself» («служи себе самому») как ответ надилановский призыв «Gotta Serve Somebody» («надо служить другим»).

Разочарованный негативными откликами о своих новых работах,Дилан находил отдушину в непрерывной концертной деятельности. Так, в 1985 годуон едва ли не первым из западных рокеров выступал в Советском Союзе, настановление рок-музыки в котором оказал большое влияние через посредство такихпоклонников своего творчества, как Борис Гребенщиков и Майк Науменко. Вамериканском туре 1986 года его сопровождал Том Петти с группой TheHeartbreakers, в 1987 году он гастролировал вместе с Grateful Dead, а в 1988 г. выступал в составесупергруппы The Traveling Wilburys (Харрисон, Орбисон, Петти, Линн). В том жегоду Дилан объявил о том, что начинает «бесконечное турне» (the never-endingtour), которое поначалу включало по 200 концертов в год и фактическипродолжается (хотя и с меньшим размахом) до сегодняшнего дня.


Девяностые годы: чествование

После провала амбициозного диска «Under the Red Sky» (1990),к записи которого были привлечены Элтон Джон и другие звёзды, Дилан непереступал порог студий звукозаписи в течение семи лет. Он продолжал выступатьс концертами и всё больше времени уделял своему увлечению живописью. В начале 1997 г. новостные агентствапередали тревожную новость о том, что Дилан был госпитализирован с острымперикардитом. По словам самого музыканта, он уже «приготовился увидеть Элвиса»,как его состояние улучшилось. К началу осени он был уже в состоянии совершитьпутешествие в Болонью, где папа Иоанн Павел II произнёс перед двухсоттысячнойтолпой проповедь, основанную на темах дилановского гимна «Blowin` in the Wind».В декабре выздоровевшего музыканта принял президент Билл Клинтон, которыйвручил ему награду Центра Кеннеди, отметив, что «Дилан повлиял на людей моегопоколения больше, чем любой другой представитель творческой профессии».

В конце 1997 года Дилан выпустил первый за десятилетиеальбом новых песен — «Time Out of Mind». Он был спродюсирован Дэниелом Лануа,известным по своей многолетней работе с рок-группой U2. На этом альбоме Диланзвучит как начинающий артист, отсылки к его прежним работам практическиотсутствуют. Обращает на себя внимание, что до неузнаваемости изменился егоголос. Критики единогласно провозгласили новые песни Дилана лучшими с моментавыхода «Desire», а журнал «Ньюсуик» поместил фотографию музыканта на обложкуочередного номера. Обозреватель «The Chicago Tribune» сравнил своё впечатлениеот прослушивания «Time Out of Mind» с тем, которое оставляет просмотр фильмаДэвида Линча или чтение романа Сэмюэля Беккета. В начале 1998 года альбому былиприсуждены три награды «Грэмми», в том числе в самой престижной номинации —«альбом года». Два года спустя Дилан выиграл кинопремии «Оскар» и «Золотойглобус» за новую песню «Things Have Changed», написанную к фильму «Вундеркинды».


События последних лет

11 сентября 2001 года ознаменовалось не только террористическими атаками в США, но и выходом 31-го студийного альбома Боба Дилана, «Love and Theft», который был очень тепло принят публикой и критиками. Дилан, знаменитый своим отрицательным отношениям к нынешним студийным «примочкам», в одиночку спродюсировал этот альбом под псевдонимом «Джек Фрост». Наблюдателей порадовало, что с годами музыкант расширяет собственный стилевой диапазон: на этом диске особенно заметно влияние джаза.
Дилан (под псевдонимом «Сергей Петров») и Ларри Чарльз написали сценарий к кинофильму «Шоу века» (2003), в котором сыграли — помимо самого Дилана — такие актёры, как Пенелопа Крус, Джессика Ланж и Вал Килмер. Этот фильм не впечатлил кинокритиков. В октябре 2004 года состоялась презентация первой части дилановской автобиографии «Хроники». В сентябре 2005 года Би-би-си показало документальный телефильм Мартина Скорсезе «Нет пути домой» о жизни и творчестве молодого Дилана. В 2006 году начались съемки посвящённого Дилану байопика «Там нет меня». В этой картине заняты Кейт Бланшетт, Кристиан Бэйл, Ричард Гир и Хит Леджер.
29 августа 2006 года состоялся релиз альбома «Modern Times», который завершает трилогию альбомов, начатую «Time Out of Mind» и продолженную «Love and Theft». Этот альбом вошёл в историю, дебютировав на 1-ой строчке в Billboard 200. Таким образом, 65-летний Боб Дилан стал самым возрастным артистом, которому удалось покорить американские чарты продаж. Вокал музыканта стал ещё больше грубым (если не сказать старческим), впрочем это не повлияло на оценку данной записи музыкальными критиками. Скажем, журнал Rolling Stone назвал «Modern Times» лучшим диском года, а Американская академия звукозаписи присудила Дилану премию «Грэмми» за лучшее сольное рок-исполнение.
В апреле 2008 года Боб Дилан получил Пулитцеровскую премию «за выдающееся влияние на популярную музыку и американскую культуру, отмеченное лирическими композициями исключительной поэтической силы».


Интересные факты

•          ХантерТомпсон не только посвятил Бобу Дилану свою книгу «Страх и ненависть вЛас-Вегасе», но и завещал, чтобы на его похоронах прозвучала песня Дилана «Mr.Tambourine Man».

•          Множествоартистов исполняли кавер-версии песен Дилана. Наиболее известными стали «Mr.Tambourine Man» в исполнении The Byrds, «All Along The Watchtower» в версииДжимми Хендрикса. Также песни Дилана исполняли The Rolling Stones, The WhiteStripes, Линк Рей, Джордж Харрисон, Патти Смит, Ministry, Mannfred Mann`s EarthBand.

•          Боб Дилан нераз номинировался на Нобелевскую премию по литературе.

•          Авторитетныйжурнал «Тайм», подводя итоги 20-го века, включил Дилана в сотню самыхвлиятельных людей этого столетия.

•          ДжэкобДилан, сын Боба, является вокалистом рок-группы The Wallflowers.

Песни Боба Дилана так же используются для сопровождения вразных современных фильмах («Достучаться до небес»)


Псевдонимы

•          Элстон Ганнн (Elston Gunnn)

•          Боб Дилан (Bob Dylan, имя, ставшее официальным)

•          Blind Boy Grunt

•          Боб Лэнди (BobLandy)

•          Роберт МилквудТомас (Robert Milkwood Thomas)

•          Счастливчик Уилбери (Lucky Wilbury)

•          Бу Уилбери (BooWilbury)

•          Джек Фрост(Jack Frost)


По материалам

wikipedia.org



    Назад    Видео    Музыка

Похожие новости:

Комментарии к новости:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ПОИСК

ВСЕ РОК-ГРУППЫ A-Z

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

НОВОСТИ

Саксофонисту не хватило полминуты до нового мирового рекорда Игги Поп спел вместе с группой Metallica Бывший солист группы Rage Against the Machine записал свой первый сингл Papa Roach представили еще одну песню из нового альбома Группа «Ночные снайперы» сделает годовой перерыв в концертной деятельности В 2017 году выйдет два новых альбома группы Би-2 Новый альбом «Царь Горы» исполнителя Noize MC появился в записи Группа Korn даст концерт в России осенью 2017 года

ВИДЕО РОК-ГРУПП A-Z

A B C D E H J L M N K O P Q R U V W Y Z

ПОПУЛЯРНОЕ