Sepultura
Sepultura (se.puwutu.ra; порт. могила) — самая известная иуспешная бразильская метал-группа, образованная в 1984 году.
За всю свою карьеру Sepultura выпустила десятьполноформатных альбомов и сменила много музыкальных жанров, среди которыхдэт-метал, трэш-метал, грув-метал, нью-метал, альтернативный метал и хардкор,на котором группа пока что остановилась. Sepultura сыграла важную роль встановлении бразильского метала и дэт-метала вообще; она является важнейшимисполнителем трэш-метала. На сегодняшний день во всём мире продано более одногомиллиона копий альбома Arise (он сертифицирован RIAA как платиновый); а дваальбома группы — Chaos A.D. и Roots — сертифицированы RIAA как «золотые»; этоозначает, что только в США продано более полумиллиона копий каждого. Продажиальбома Beneath the Remains по всему миру составляют 600 000 копий. Общие жепродажи составляют более трёх с половиной миллионов копий альбомов, чтодостаточно редко для групп, играющих в экстремальных направлениях, исвидетельствует о коммерческом успехе Sepultura.
Название «Sepultura» в переводе с португальского значит«могила» и было дано группе Максом Кавалера после того, как он перевёл текстпесни «Dancing on Your Grave» (англ. «Танцуя на твоей могиле») группы Motorhead.
Произношение названия группы можно услышать в песне «BornStubborn».
История группы
Ранний период
Группа Sepultura была образована в 1984 году в городеБелу-Оризонти, находящемся на юго-востоке Бразилии. В первоначальный составгруппы вошли братья Кавалера, Макс (вокал, гитара) и Игор (ударные), ПаулоКсисто Пинто младший (бас-гитара) и Джайро Гуэдэс (гитара). На создание группыбратьев Кавалера подтолкнула смерть их отца Грациано из-за сердечного приступа.Потеряв кормильца (Грациано был дипломатом), семья Кавалера попала взатруднительное финансовое положение.
Поначалу братьям нравилась музыка групп Van Halen, IronMaiden, Motorhead, AC/DC, Judas Priest и Ozzy Osbourne. Однако послепрослушивания музыки прото-блэк-метал группы Venom они перестали слушать«лёгкий метал». Игор Кавалера вспоминает:
Я помню, когда впервые услышал Venom, на кассете, которуювзял у друга. Их музыка была похожа на M?torhead, но только звучала гораздотяжелее. Я помню, кто-то сказал: «Это дьявольский Motorhead!» После знакомствас Venom мы перестали слушать Iron Maiden и остальные «лёгкие» группы.
англ. Iremember the first time I listened to Venom, it was on a friend`s borrowedtape. It was similar to Motorhead, only a lot heavier. I remember someonesaying: it`s the devil`s M?torhead! After we got acquainted with Venom, westopped listening to Iron Maiden and all that lighter stuff.
После этого Макс и Игор перешли на группы Kreator, Sodom,Metallica, Exodus и Exciter. Первыми музыкальными покупками Макса Кавалера вбольшом городе Сан-Паулу были записи Iron Maiden, Metallica и Slayer.
После нескольких смен составов участниками Sepultura нанекоторое время стали: Макс Кавалера (гитара), Игор Кавалера (ударные), ВагнерЛамуньер (вокал) и Пауло младший (бас). В марте 1985 года Ламуньер послемногочисленных споров со всей группой стал фронтменом Sarc?fago —коллектива-первопроходца блэк-метала в Бразилии. После ухода Вагнера ЛамуньераМакс возложил на себя обязанности вокалиста, а на место лидер-гитариста былприглашён Джайро Гуэдэс.
После нескольких месяцев игры Sepultura подписала контракт сCogumelo Records. Их первой записью стал мини-альбом Bestial Devastation (англ.«Зверское опустошение»), который был выпущен в 1985 году в виде сплит-альбомавместе с записью Século XX группы Overdose. Композиции вроде «BestialDevastation» и «Necromancer» определили направление раннего творчестваколлектива. Лирика раскрывала мрачные темы, хотя участники группы ещё недостаточно хорошо владели английским языком.
Следующим релизом группы стал полноформатный альбом MorbidVisions (англ. «Нездоровые видения»), вышедший в 1986 году в Америке на лейблеNew Renaissance Records, который принадлежал Энн Болейн (англ. Ann Boleyn).Альбом был полон интересных гитарных риффов, которые впоследствии сталиважнейшей отличительной чертой музыки Sepultura. Лейбл New Renaissance Recordsстали сильно критиковать в СМИ из-за контракта с Sepultura и поддержки этогоколлектива. Но несмотря на это песня «Troops of Doom» попала в радиоэфир истала хорошо узнаваемой в Бразилии, что дало участникам группы возможностьорганизовать турне по родной стране. Эти два альбома коллектива рассматриваютсясовременными критиками как основополагающие в становлении дэт-метала. Новопреки всему гитарист Гуэдэс покидает Sepultura, чтобы попробовать себя в другихметал-группах. На замену ему в группу приглашён Андреас Киссер, талантливыйгитарист из Сан-Паулу. Sepultura перемещается в Сан-Паулу для продолжениякарьеры.
Следующим, вторым по счёту, полноформатным альбомомSepultura стал Schizophrenia (англ. «Шизофрения»). На альбоме была представленасемиминутная инструментальная композиция «Inquisition Symphony» (кавер-версиюкоторой впоследствии сыграла на виолончелях группа Apocalyptica), а также «хит»«Escape to the Void» и об этой пластинке невероятно хорошо отзывалисьмузыкальные критики. Об успехе релиза также говорит тот факт, что в Европе былопродано 30 000 копий бутлегов Schizophrenia, хотя, к сожалению участников, отпродажи бутлегов Sepultura ничего не заработала.
Период трэш-метала
После выпуска успешного альбома Schizophrenia группа(несмотря на затруднения в деловом общении на английском языке и свою локацию вБразилии) подписала контракт с датским лейблом Roadrunner Records. Первымальбомом на крупном лейбле стал Beneath the Remains (англ. «Под останками»),выпущенный в 1989 году. Продюсером был Скотт Бёрнс (ранее он продюсировалфлоридские дэт-метал группы Death, Morbid Angel и Obituary), который несмотряна скромный бюджет альбома был приглашён из США.
Благодаря его опыту на новомальбоме в большей мере проявился профессионализм участников Sepultura. Бёрнстакже микшировал запись и произвёл её мастеринг в США, что было доселеневиданным для бразильских групп. Всего на запись было выделено 8000 долларовСША, но Скотт Бёрнс согласился оказывать свои услуги всего лишь за 2000долларов, потому что Бразилия была «интересна для него». Как бы то ни было, кмоменту окончания записи общая стоимость почти вдвое превысила исходную сумму.Sepultura записывала альбом вторую половину декабря 1988 года, работая с восьмивечера до пяти утра в студии Nas Nuvens Studio в Рио-де-Жанейро.
Альбом незамедлительно привёл группу к коммерческому успеху.Более того, на сингл «Inner Self» был снят первый видеоклип Sepultura. Послевыпуска пластинки группа отправилась в турне по Европе (играя «на разогреве» уSodom), США. Путешествуя по разным странам, Sepultura не только продвигала своюмузыку, но и делала родную страну всё известнее. В январе 1991 года турнезавершилось рядом концертов в Бразилии, включая шоу Rock in Rio, котороепосетили несколько сотен тысяч человек и смотрели по телевидению около 540 млнзрителей. Sepultura выступала вместе с такими культовыми группами как Guns N`Roses, Megadeth, Metallica и Mot?rhead.
Журнал Terrorizer включил Beneath the Remains в списокдвадцати лучших альбомов трэш-метала — новый альбом был практически полностьюисполнен в этом жанре. Это же издание поместило пластинку в «40 лучшихдэт-метал альбомов всех времён» — некоторые элементы направления остались вмузыке группы.
После смены менеджмента и переезда в Финикс, штат Аризона,Sepultura приступила к записи следующего альбома. Альбом Arise (англ.Воскреснуть) был записан во Флориде, в знаменитой студии Morrisound в Тампе,продюсирован Скоттом Бёрнсом и вышел в 1991 году на прежнем лейбле RoadrunnerRecords. Продажи этого альбома составили более одного миллиона копий по всемумиру и участники Sepultura впервыепочувствовали себя настоящими звёздами: музыкальные журналы всего мирапоместили четверых ребят на свои обложки. Первый сингл «Dead Embryonic Cells»произвёл настоящую сенсацию, а заглавная песня «Arise» стала ещё болееизвестной из-за скандала, связанного с запретом MTV America клипа на неё, таккак он «содержал апокалиптические религиозные образы». К этому времениSepultura стала одной из наиболее уважаемых критиками метал-групп несмотря намалую распространённость среди рядовых слушателей.
Sepultura отправилась в масштабное турне по таким странамкак Израиль, Португалия, Италия, Великобритания, Австралия, Япония, НоваяЗеландия, Испания и Греция. Группа отыграла четыре концерта в России, зрителямибыли 60 000 человек, два концерта в Индонезии — 70 000 человек, а также вБразилии, где аудитория представляла собой 40 000 фанатов. В Голландии Sepulturaвпервые выступила на крупном концерте Dynamo Open Air. Во многом на получениеArise статуса «платинового» повлияло столь масштабное и успешное турне.
Во время концерта под открытым небом в Сан-Паулу, вход накоторый был свободным, толпа фанатов (40 000 человек) вышла из-под контроля иодин поклонник группы был убит. Трагический инцидент создал фанатам Sepulturaзлой имидж, который сама группа считает неоправданным.[ В течение многих лет все их концерты в Бразилии проходили только после долгих чрезвычайно неприятных переговоров.
Макс Кавалера
Chaos A.D.
Вскоре Макс Кавалера женился на Глории Буйновски (англ.Gloria Bujnowski), менеджере Sepultura, которая была старше его почтивдвое. Roadrunner Records добилисьсовместного распространения следующего альбома Sepultura вместе с Epic Records.Этим альбомом стал Chaos A.D. (англ. Хаос нашей эры), выпущенный в 1993 году ипродюсированный Энди Уоллесом (англ. Andy Wallace). Если его предшественник,Arise, был логическим продолжением всего раннего творчества, то на новойпластинке чувствуется переход к новому стилю: грув-металу (его иногда называютпост-трэшем) с элементами хардкора и некоторых других направлений. Также вChaos A.D. заметно больше влияния народных бразильских мотивов, которые в Ariseбыли представлены лишь некоторыми переходами между композициями (ярким примеромпроявления этого влияния служит инструментальная композиция «Kaiowas»). ВокалМакса «Possessed» Кавалера на новом альбоме стал ещё более грубым, а гитарыприобрели типичное для грув-метала пониженное звучание. Звуком, с которогоначинается альбом Chaos A.D. и, соответственно, песня «Refuse/Resist», являетсясердцебиение ребёнка Макса и Глории, который родился в январе 1992 года.
Альбом повлиял на развитие (в то время молодой) сценыгрув-метала; благодаря ему Sepultura получила признание и за пределами круговлюбителей трэша. В лирике появился мотив социальных проблем и конфликтов,исчезли темы смерти и войны, присущие предыдущим альбомам. Sepulturaиспользовала тему борьбы в Бразилии, как метафору, на самом деле говоря обупадке современного мира. Само название «Chaos A.D.» Макс Кавалера в интервьюжурналу Kerrang! объясняет следующим образом:
Мне всегда нравилось слово «хаос». В мире был хаос последние две тысячи лет, и, кажется,что с каждым днём всё становится только хуже. Из-за такой ситуации альбом иполучил своё название.
На первый сингл, «Territory», был снят видеоклип, причёмсъёмка производилась в Израиле, что стало огромным шагом вперёд для бразильскихметал-групп. Впоследствии группа выиграла MTV Video Music Awards за «лучшийвидеоклип года» в Бразилии. «Refuse/Resist» и «Slave New World» также вышли каксинглы/клипы, которые принесли огромную славу группе по всему миру. Все триклипа присутствуют на релизе группы Third World Chaos.
После выпуска Chaos A.D. последовало турне, котороепродлилось целый год. Группа выступала на фестивале в Донингтоне и на TheHollywood Rock Festival. Sepultura попала на последний исключительно благодаряусилиям официального бразильского фан-клуба (SOBFC) — группа все ещё представлялась организаторам олицетворением зла из-за кошмарного инцидента вСан-Паулу, и они изначально выступали против её участия.
В 1994 году Макс Кавалера основал сайд-проект вместе сАлексом Ньюпортом (англ. Alex Newport) из группы Fudge Tunnel. Они назвали егоNailbomb и записали альбом Point Blank, на который были приглашены в качествесессионых музыкантов Андреас Киссер, Игор Кавалера и Дино Казарес (англ. DinoCazares, из Fear Factory). В 1995 году Nailbomb выпустили концертный альбомProud To Commit Commercial Suicide, записанный во время фестиваля DYNAMO OpenAir, на который пришло сто тысяч человек. Проект Nailbomb просуществовалнедолго, но считается культовым среди фанатов Sepultura.
Roots.
Уход Макса Кавалера
Sepultura с племенем Ксаванте
С выходом в 1996 году следующего альбома, Roots (англ.Корни), Sepultura поднялась на новый творческий уровень. На альбоме ощущаетсяочень сильное влияние бразильских народных мотивов. Сильнее всего на работуSepultura повлияла совместная жизнь с бразильским племенем Ксаванте в течениенескольких дней. На их земле группа записала свою композицию «Itsari».
Песни «Roots Bloody Roots», «Attitude» и «Ratamahatta» быливыпущены как синглы и видеоклипы. Первый был записан в городе Сальвадор, до1763 года бывшем столицей Бразилии. Текст «Ratamahatta» написан напортугальском языке, а на самой композиции играет бразильский перкуссионистКарлиньос Браун (англ. Carlinhos Brown). Клип на эту песню выиграл награду«Лучший клип рока» на MTV Video Music Awards Brazil и является единственнымклипом Sepultura, на котором вообще не запечатлено людей. Sepultura выпустиладругое издание альбома, названное The Roots of Sepultura и состоящее из двухдисков: на первом содержится альбом Roots, а на втором — краткая музыкальнаяистория группы.