The Yardbirds
The Yardbirds — британская рок-группа, знаменитаягитаристами, которые начинали в ней свою музыкальную карьеру: Эрик Клэптон,Джеф Бек, Джимми Пейдж.
Достаточно назвать имена Эрика Клэптона, Джеффа Бека иДжимми Пейджа, чтобы заставить навострить уши меломана.
Их присутствие всоставе The Yardbirds, мощной, новаторской команды с оригинальным иизобретательным звучанием, только утраивает интерес к этим героям британскойсцены 60-х. Настоящим героям. The Yardbirds - это не просто некогда известнаягруппа, в чьём каталоге найдётся с десяток хитов. Таким добром сегодня никогоне удивишь. Yardbirds - пионеры качественно нового гитарного рока. Начав своюкарьеру с кавер-версий блюзовых и ритм-н-блюзовых песен, Yardbirds неограничились перепевками с чужого голоса.
Как оказалось, гораздо интереснееэкспериментировать, расширяя эмоциональные и технические возможности поп-рока.Новаторские приёмы Клэптона, Бека и Пейджа, сочетавших искажение и усилениезвука с изящной подачей и захватывающей дыхание виртуозностью, в корне изменилиотношение к гитаре в рок-кругах. Yardbirds оказались и одними из пионеровпсиходелии. Их не страшила эклектика и весьма вольное обращение с материалом, икак следствие, многие их начинания подготовили почву для грядущего наступленияхард-рока и прогрессив-рока.
Грозные реки часто начинаются с крошечного ручейка, авсемирно известные группы - со скромных коллективов, не обремененных большимиамбициями. Такое тихое образование представлял из себя ансамбль MetropolisBlues Quartet, ютившийся в пригороде Лондона в начале 60-х. К 1963 году группа,пережившая ряд трансформаций, называлась уже The Yardbirds и представляла собойквинтет, в котором числились: лид-вокалист Кейт Релф (Keith Relf; родился 22марта 1943 года), бас-гитарист Пол Сэмвелл-Смит (Paul Samwell-Smith; родился 8мая 1943 года), ритм-гитарист Крис Дрежа (Chris Dreja; родился 11 ноября 1943года), барабанщик Джим Маккарти (Jim McCarty; родился 25 июля 1943 года),лид-гитарист Энтони Тофэм (Anthony "Top" Topham).
16-летний Тофем играл со своими 20-летними коллегаминедолго. По настоянию семьи он покинул группу. На его место пришёл Эрик Клэптон(родился 30 марта 1945 года), сокурсник Кейта Релфа по художественномуколледжу, которого товарищи наградили прозвищем "Slowhand" - "медленнаярука".
На расцветающей ритм-н-блюзовой сцене Лондона Yardbirdsпоявились очень вовремя. Заполучив резидентство в клубе "Crawdaddy",где не так давно регулярно выступали Rolling Stones, они не толькотерриториально, но и стилистически продолжили дело Rolling Stones. Yardbirdsиспользовали тот же подход к материалу, насыщая саунд гитарами и обогащаяэмоциями классический ритм-н-блюз. Тактика оказалась вполне удачной. На первыхпорах шефство над командой взял менеджер Джорджио Гомельски (Giorgio Gomelsky),весьма колоритная фигура, ментор и неформальный патрон Rolling Stones в периодих ученичества и становления.
Свои первые профессиональные записи квинтет сделал,аккомпанируя во время живых шоу чикагскому блюзмену Сонни Бой Уильямсону (SonnyBoy Williamson). Прогнозировать команде большое будущее по этим записям былодовольно проблематично. Хотя впоследствии, когда Yardbirds завоевалимеждународное признание, пластинки неоднократно переиздавались, и не безуспеха.
На собственную неповторимую дорогу Yardbirds вышли только в1964 году, когда обогатили традиционные ритм-н-блюзовые каверы неистовымигитарными пассажами. Фактически они создавали собственную разновидность блюза,опираясь в этих специфических джемах на гораздо более жёсткие, тяжёлые,акцентированные электрические инструменты. Используя приёмы джазовойимпровизации, они насыщали композиции страстными соло, нагнетая напряжение допредела и резко замедляя темп на самой высокой точке. Лучшее документальноесвидетельство становления Yardbirds - концертный альбом 1964 года "FiveLive Yardbirds". Эта пластинка, состоящая из ярких интерпретацийамериканского R&B, - иллюстрация как взросления команды, так ирасцветающего таланта Эрика Клэптона, мастера доверительных интонаций,наделенного неординарным воображением.
Перспектива произвести фурор на мировой поп-сцене современем казалась всё более реальной. Американский блюз и ритм-н-блюз вполнеподходили для этого, что подтверждал и успех первопроходцев на этом пути -английских групп The Animals и Rolling Stones. Первые студийные записиобработанных заокеанских вещей, которые сделали Yardbirds и в которых солировалКлэптон, хотя и звучали несколько приглаженно, но не жертвовали ради внешнейкрасивости ни напряжённостью, ни силой звучания. Эффект от двух дебютных сингловYardbirds оказался в Великобритании очень скромным, а в Штатах - вообщеникаким. По правде говоря, профессиональные студии того времени далеко невсегда могли качественно записать группу, которая играла так громко и настолькопренебрегала существующими традициями звукозаписи.
Рассудив, что дальше лучше не будет, музыканты решилипринципиально изменить стиль третьего сингла. Блюз получил отставку. Первыйпоп-хит Yardbirds "For Your Love" написал британскийпоп-рок-композитор Грэхем Гулдман. Сингл задал магистральное направление, покоторому будет развиваться карьера команды в ближайшие два года.
Странные померкам поп-музыки сочетания минорных аккордов, медленный темп, монотонные,почти григорианские гармонии, диковинные аранжировки преподносились в такой привлекательнойпоп-упаковке, что успех команде был гарантирован. Трек "For YourLove", озвученный зловещим голосом Кейта Релфа, приукрашенный клавесином ибонго, стал хитом номер два в Великобритании, а в Соединенных Штатах поднялсяна 6 строку поп-чарта.
Казалось бы, все об этом только и мечтали. А между темпервый успех породил и первый серьёзный кризис в команде. Наиболее яростнымпротивником стилистики "For Your Love" оказался Клэптон, которому впринципе не нравился уклон группы в сторону поп-музыки. В начале 1965 года онпокинул Yardbirds, отдав предпочтение команде Джона Мэйелла (John Mayall)Bluesbreakers, где никто не мог помешать ему играть любимый гитарный блюз.
Сначала музыканты предложили освободившуюся вакансию ДжиммиПейджу, самому модному на тот момент сессионному гитаристу Великобритании.Пейдж отказался на том основании, что и морально и материально полностьюудовлетворён тем, что и так имеет. Но он порекомендовал другого кандидата -Джеффа Бека, который играл тогда в малоизвестной группе Tridents и подрабатывалсессионным гитаристом.
Джефф Бек (родился 24 июня 1944 года) провёл бок о бок сучастниками Yardbirds всего полтора года. Но за эти сокрушительные 18 месяцевон сделал для развития гитарного саунда 60-х столько, сколько не сделал, пожалуй,ни одни из его современников, за исключением гениального Джими Хендрикса (JimiHendrix). Если для Клэптона обращение к поп-музыке означало ренегатство поотношению к блюзу, то для Бека материал студийного дебюта "For YourLove" послужил скорее вызовом, предлогом для открытия новых горизонтов,для непредсказуемых экспериментальных находок.
Автором первого сингла "Heart Full of Soul",который Бек записал с новой командой, выступил всё тот же Грэхем Гулдман. Когдагитарист убедился, что ситар в песне звучит совершенно неуместно, он за одиндень придумал экзотический инструментальный коллаж, основанный на риффахсобственного сочинения. Песня "Heart Full of Soul" стала ещё однимтрансатлантическим хитом, достигшим Тор 10. Сделанный в той же стилистике сингл"Evil-Hearted You" (автор музыки и текста - снова Гулдман) в конце1965 года успешно отметился в британских чартах.
Пируэты Джеффа Бека усложнялись с каждой новой композицией.В основу трека "Still I`m Sad" легли григорианские напевы имускулистые, непревзойденные гитарные риффы. В США песня "Still I`mSad" была опубликована на одном сингле с треком "I`m a Man",кавер-версией классики Бо Диддли, где гитара Бека звучит почти с авангарднойинтенсивностью, настолько послушная и гибкая, что подражает даже перкуссии.Гитарная пиротехника Джеффа Бека выходит на новый уровень в композиции"Shapes of Things", которую (наряду с "Eight Miles High"группы Byrds) относят к классике раннего психоделического рока.
В начале 1966 года Yardbirds звучали оригинально и новаторскикак ни одна другая группа. Но чего им решительно не хватало - так это чувствастиля, цельности и последовательности в достижении цели, которые так помогалиутвердиться их современникам Beatles, Rolling Stones, Kinks. Лонг-плей 1966года "Roger the Engineer" был их первым и фактически единственнымстудийным альбомом, состоящим полностью из оригинального материала, где впервыетак отчётливо проступила творческая нестабильность квинтета, его стилистическая неуравновешенность.
Надо было обладать очень странным вкусом, чтобы пытатьсясвести, иногда даже в пределах одной песни, вторичный блюз-рок, мрачныемонашеские мелодии, горячие гитарные пассажи и восточные танцевальные ритмы.Правда, и на этом непредсказуемом пути они добивались порой удивительных эффектов- в награду за рискованные акустические авантюры, на которые никто больше нерешался.
Полного единодушия и безоблачного существования Yardbirds незнали никогда. Очередной кризис наступил летом 1966 года, когда группу покинулбасист Сэмвелл-Смит, выполнявший и основную часть продюсерской работы.
Ксчастью, к этому времени Джимми Пейдж уже вполне пресытился сессионной жизнью иохотно присоединился к оставшимся музыкантам. Пейджу было что сказать. Онподарил команде второе дыхание. В результате небольшой рекогносцировки КрисДрежа поменял ритм-гитару на бас, а Пейдж разделил обязанности лид-гитариста напару с Джеффом Беком.
Этот фантастический тандем казался слишком щедрым подаркомсудьбы, чтобы быть правдой или как минимум чтобы продлиться долго. Бек и Пейджзаписали вместе один-единственный сингл "Happenings Ten Years TimeAgo", идеальный образец психоделии 60-х: астральные гитары, приглушенныевсплески звуков, мрачные гармонии, таинственные слова. До коммерческойкульминации треку было, однако, далеко. По сравнению с предыдущими успехамигруппы 30-я позиция в американском поп-чарте выглядела не так уж оптимистично.
В сентябре 1966 года Yardbirds отправились в масштабный турпо Великобритании вместе с Rolling Stones и Тиной Тёрнер. К этому же времениотносятся съёмки в фильме итальянского режиссера Микеланджело Антониони"Blow Up", в котором Yardbirds с Беком и Пейджем в первых рядахисполнили переработанную версию песни "The Train Kept-A-Rollin`" (онаполучила название "Stroll On").
К концу 1966 года начало создаваться впечатление, что ДжеффБек не очень-то и заинтересован в Yardbirds. Он позволял себе пропускатьвыступления, да и как исполнитель был явно не в лучшей форме. В конце концовему диагностировали нервное истощение, и команде пришлось попрощаться сгитаристом. В 1967 году, восстановив силы, Бек вернулся на сцену с собственнымколлективом Jeff Beck Group и начал новый виток своей карьеры.
Несмотря на горячее желание остальных музыкантов продолжатьвчетвером, с уходом Бека что-то в команде надломилось. Музыкантам так и неудалось подготовить публикацию новой подборки оригинальных песен, записанных запоследние два года. Новый продюсер Мики Моуст (Mickey Most), который работал доэтого с Донованом (Donovan) и The Animals, не оправдал ожиданий.
Именно емупришла в голову не самая удачная идея ввести в репертуар Yardbirds легковесныепоп-мелодии, а их экспериментальным гитарным пассажам отвести самое скромноеместо на би-сайдах. На альбомах Yardbirds инструментальные соло присутствовалитолько в виде изолированных островков, как например на диске 1966 года"The Yardbirds". О "старых" Yardbirds здесь напоминалиразве что психоделический трек "Glimpses" и акустическая композиция"White Summer", в которой слышится прообраз акустических пассажейДжимми Пейджа в эпоху солирования в Led Zeppelin.
Все три сингла с этоголонг-плея, "Little Games", "Ha Ha Said the Clown" и"Ten Little Indians", имели некоторые успех в чартах, но он не шёл нив какое сравнение с достижениями предыдущих релизов. Альбом "Little Games",появившийся в 1967 году только в Соединенных Штатах, оказался ненамного лучше,огорчив постоянных фанов группы непродуманным, "анемичным"продюсированием и довольно слабым материалом.
При всех пробелах в студийной работе Yardbirds оставалисьвпечатляющей концертной командой. Почти всю артистическую энергию они направилина покорение американских слушателей, практически забыв о родной Англии. Были ив этот период свои студийные удачи. Лучшим релизом за всё время музицирования сДжимми Пейджем стал би-сайд "Think About It", интригующая иэнергичная психоделическая вещь, написанная самим гитаристом.
Но - хороша ложка к обеду. Сингл явно запоздал, исправитьситуацию в коллективе смогло бы разве что чудо. Мнения о дальнейшем путиYardbirds круто разделились. Релф и Маккарти высказывались в пользуакустической мелодичной музыки, тогда как Пейджу был по душе громкий и жесткийэлектрический саунд.
В начале 1968 года группа записала в Нью-Йорке живой альбом,но выпускающий лейбл его забраковал. LP "Live Yardbirds Featuring JimmyPage" вышел ограниченным тиражом только в 1971 году, когда Джимми Пейджпревратился в звезду мировой величины, и с тех пор его тиражирование взяли насебя аудиопираты.
Летом 1968 года Yardbirds отыграли финальное шоу, послекоторого центробежная сила окончательно развела музыкантов в разные стороны.Вокалист Кейт Релф и барабанщик Джим Маккарти совместными усилиями создалипервую инкарнацию фольк-рок-группы Renaissance. Джимми Пейдж вынужден был водиночестве, выполняя условия контракта, собрать "Новых новобранцев"- New Yardbirds, которые вскоре сменят название на Led Zeppelin.
Yardbirds всегда стояли настолько особняком, что рок-коммунепонадобился не один год, чтобы осмыслить пройденный ими путь. Подрастающиеслушатели разыскивали их записи, докапываясь до истоков творчества Клэптона,Бека и Пейджа - к концу 60-х каждый из них достиг ранга суперзвезды. КаталогYardbirds, как золотые прииски, уже несколько десятилетий не даёт покоя всеновым и новым поколениям "золотоискателей". Десятки, если не сотникое-как составленных сборников раннего репертуара регулярно тиражируются вразных уголках мира.
К счастью, владельцы издательских прав (Rhino, Sony, Edselи EMI) подходят к переизданию их наследия очень аккуратно, хотя и обращаются кнему крайне редко. Одна из наиболее интересных публикаций - коллекция "TheYardbirds: Ultimate!", подготовленная Rhino Records. Это единственныйсборник Yardbirds, на котором представлены композиции всех трёх гитарныхвиртуозов - Бека, Пейджа и Клэптона.
После распада Yardbirds судьба разлучила музыкантов на 35лет. Они встречались всего один раз - на церемонии введения Yardbirds в Залславы рок-н-ролла в 1992 году. И только в начале 21 века двое участниковоригинального состава, гитарист Крис Дрежа и барабанщик Джим Маккарти, решилитряхнуть стариной.
Их новую студийную попытку можно было заносить в "Книгурекордов Гиннесса" в категории "самый большой перерыв междустудийными альбомами". Собрав новых музыкантов, они записали под именемYardbirds ещё один лонг-плей, который назвали "Birdland". В сессияхучаствовали приглашённые знаменитости, в частности, гитарист и вокалист QueenБрайан Мэй (Brian May), гитаристы-виртуозы Стив Вай, Джо Сатриани и даже ДжеффБек собственной персоной. Кроме восьми треков своей классической эпохи, Дрежа иМаккарти представили семь совершенно новых композиций.
Это был, конечно, не тотсамозабвенный психоделический рок, который покорял фанов Yardbirds в 60-е годы,но свой несомненный композиторский талант музыканты пронесли через все последующиедесятилетия в целости и сохранности. Одну из песен они посвятили вокалистуКейту Релфу, который умер в мае 1976 года от удара электрическим током.Сопроводительный тур в поддержку "Birdland" прокатился по СоединённымШтатам в 2003 году - через 35 лет после прощального шоу 68 года.