Ансамбль "Двери"
"Рок-музыка вчера и сегодня" - Олег Феофанов. "Детская литература" 1978 год
Яркую роль в молодежном бунте конца 60-х годов сыграла рок-группа из Лос-Анджелеса -"Двери". Об этой группе, просуществовавшей всего лишь несколько лет,и особенно о ее руководителе - Джиме Моррисоне, стоит рассказать подробнее.
Прежде всего потому, что эта группа категорично сформулировала требованиямолодежи к буржуазному обществу, и, во-вторых, потому, что судьба самого ДжимаМоррисона, судьба запутанная и трагическая, представляется типичной дляталантливого одиночки, так и не нашедшего возможности реализовать своитворческие возможности в буржуазном обществе.
Родился Джим Моррисон в 1943 году в штате Флорида, в семье контрадмирала. Став юношей, онудрал из благополучного дома, чтобы попытаться самому разобраться в смыслежизни. В Лос-Анджелесе Джим встретил своего университетского друга - РеяМанцарека, игравшего на пианино и органе, и вскоре организовал группу. В неевошли также ударник Джон Денсмор и гитарист Робби Кригер. Группу решено былоназвать "Двери" - кто-то из членов ансамбля припомнил строки великогоанглийского поэта Уильяма Блейка:
Есть ведомое и есть неведомое, а междуними - двери.
Если бы двери восприятия были открыты,
То человек увидел бы вещи такими,
Какие они есть на самом деле,-бесконечными.
Как потомобъяснял название своего ансамбля Рей Манцарек: "Мы - двери между ведомыми неведомым".
Свой первыйальбом они записали в 1967 году. Это было время, когда завоевать популярность уаудитории можно было, только предложив ей музыкальный изыск. Вещи ансамбля"Двери" были довольно резкими и дисгармоничными. Один американскийжурнал так описывал этот ансамбль: "Примитивный и мистический, эротическийшелест органа, пируэты гитар, судорожные позывы барабанов и сугубо незрелыестихи".
Однако именнов этих "сугубо незрелых стихах" Джим Моррисон - он был не тольковедущим певцом, но и автором большинства песен ансамбля - сформулировалпрограмму молодежного бунта и предложил эту программу молодежи, он довольночетко сформулировал требования молодежи к миру взрослых. В песне, котораяначиналась словами: "Что они сделали с землей?", была строка, ставшаячрезвычайно популярной среди молодежи:
Мы хотим весь мир, и хотим его сейчас!
Ансамбль"Двери" заявил, что его интересует лишь то, что "анархично,хаотично и против авторитетов". За внешне столь радикальной программойпросвечивала очевидная бесперспективность. В этой связи английский журналистМик Фэррен писал: "Джим, как и многие другие, увлекся лишь внешнейстороной борьбы - он был воспитанником Голливуда, а Голливуд, надо вам сказать,просто обожает революционеров, если они, конечно, не нарушают установившийсяпорядок вещей. Бунтарь должен пытаться - естественно, безуспешно- изменитьобщество, не меняя его, и рассматривать при этом революцию как наиболееэлегантный способ самоубийства".
И как дальшеписал английский журналист: "Моррисон начал вызывать почетное негодованиевластей".
Моррисонадействительно несколько раз арестовывали, один раз прямо во время концерта, наглазах всей публики. И вскоре Джим Моррисон стал героем"рок-революции".
Ансамбль"Двери" поражал воображение подростков не столько своейэкстравагантностью, сколько проповедью бунта, неподчинения "старшим".Эти парни выходили на сцену, заставленную электроаппаратурой, в том числе светосигнальной арматурой abb, в черных, вобтяжку, кожаных штанах и кожаных куртках и начинали свою проповедь абсолютнойличной свободы, хаоса и анархии. Они призывали слушателей "не подчинятьсяправилам", "отведать запретный плод". Их песни превращались вхаос звуков, доведенный до двенадцатибалльного акустического шторма с помощьюусилителей в полторы тысячи ватт. "Я,- говорил Джим Моррисон,- действую напсихику через физическое начало". Похоже, что группа из Лос-Анджелесапыталась "открыть двери восприя-. тия", взламывая их грохотом.
Хотя ДжимМоррисон стал одним из "богов рок-революции", сам он не стремился,как это обычно бывало, нажиться на своем протесте, не обзаводился виллами,автомобилями, не стремился к "красивой. жизни".
В начале 70-хгодов стало ясно, что шумный "рок-бунт" идет на спад. Те из молодых,кто был посерьезнее, стали возвращаться в университеты и колледжи, чтобыпостараться разобраться в том, что же произошло и куда нужно идти.
Болезненныйкризис переживала и группа "Двери". Они попробовали вернуться кпримитивному рок-н-роллу. Безуспешно. Но немного позже выпустили свой, пожалуй,самый интересный альбом - "Лос-анджелесская женщина". Там былисильные, впечатляющие песни, протестующие против цинизма, убивающего молодежь.
Летом 1971года Джим Моррисон - легенда "рок-бунта"- умер от сердечного приступа.Сказались пьянство и наркотики.
Известный американскийисследователь молодежной "контр-культуры", социолог Теодор Роззакписал: "Пустыня была внутри нас и вокруг нас... Нам не хватило мужествадля того, чтобы изменить что-нибудь в мире, и в конце концов многие из насопустились, погрузились в анабиоз, надеясь, что, проснувшись в один светлыйдень, они обнаружат, что мир стал лучше". Именно в эти годы погибли отнаркотиков знаменитые рок-звезды Джими Хендрикс, Джэнис Джоплин, Брайан Джонс.Такая же участь постигла и Джима Моррисона, талантливого барда несостоявшейся"рок-революции".
Источник: http://www.etm.ru