История развития хэви метала, хэви металл подстили, развитие хэви метала
История развития
Хард-рок зародился в Великобритании в конце 1960-х. В музыке таких классиков рока, как Rolling Stones, The Who и даже The Beatles начали появляться более быстрые и тяжёлые композиции. Но наибольшего развития хард-рок достиг в начале-середине 70-х в музыке таких групп, как Led Zeppelin, Deep Purple , Black Sabbath . В хард-роке впервые главную роль начинает играть гитара и гитарист, вся композиция строится вокруг его риффов и соло. Хард-рок дал миру таких выдающихся гитаристов, как Ричи Блэкмор, Тони Айомми и Джимми Пэйдж. Вообще этот стиль стал более мрачным воплощением традиционных блюзовых тем. Влияние на развитие стиля также оказали прогрессив-рок группы, в основном это Uriah Heep, Genesis и Blue Oyster Cult, с их длительными и непростыми гитарными соло.
Примерно в этот период появился термин «хэви-метал», которым просто сначала обозвали самые громкие хард-рок группы и до появления «новой волны» британского металла, названия использовались критиками как взаимозаменяемые.
Хэви-метал
Появившись в начале и середине 1970-х, металл прошел длинный путь развития и разветвления. Возникнув в 70-х как единый стиль (хэви-метал), метал достиг пика популярности в 80-е, после чего породил более агресивные свои формы, а в 90-е и в настоящее время пережил смешение с другими стилями музыки. На сегодня насчитывается более десятка основных его поджанров, и еще больше — смешанных и региональных разновидностей.
1970—1980-е: Традиционный метал
Black Sabbath , создатели хэви-метал: гитарист Тони Айомми и вокалист Оззи Осборн
Точной границы, где хард-рок перешёл в хэви-метал, критики не выделяют, и многие группы относят в оба жанра (т. н. «хард-н-хэви»). В середине 70-х в музыке хард-рок групп, таких как Black Sabbath , Rainbow и Deep Purple , появились более быстрые сложные и агрессивные композиции, основанные на гитарном риффе.Эти группы и получили одними из первых ярлык «металлических», хотя сами музыканты зачастую от него открещивались.
Эта музыкальная стилистика получила развитие в движении «Новой волны британского Хэви-метал» (NWoBHM), чьи представители —Judas Priest, Iron Maiden,Saxon — создали узнаваемое звучание, которое сегодня называют хэви-метал. Группы «НВоБХМ» играли более быструю музыку с длинными соло и пронзительным высоким вокалом. Они отметились более вызывающими текстами о войне и мистике, использовали в оформлении альбомов и концертов атрибутику фильмов ужасов и средневековья. Они ввели сценический имидж, ставший стереотипом. Сольные проекты Ронни Дио и Оззи Осборна двигались в том же направлении.
Стиль быстро распространился по Европейским и атлантическим странам в течение 80-х. Появилось большое количество не англоязычных групп. В ФРГ это были Accept,в США Manowar ,в России Ария .
Подстиль Глэм-метал (или хэйр-метал, «металл волосатых») появился в США как продолжение глэм-рока с более тяжелым звучанием. Он отличался от хард-н-хэви не столько техникой исполнения, сколько экстравагантной, вызывающей внешностью исполнителей и более мирными текстами песен — о любви и сексе. Его прародителями стали Kiss, Motley Crue, Twisted Sister.
Трэш-метал
В начале 80-х в Америке появились ряд групп —Megadeth, Metallica, Slayer, Anthrax — исполнявших новую, более тяжёлую и ритмичную разновидность металла, которая получила название Трэш-ме?тал (thrash — «молотить») Этот жанр близок к спид-металлу, с явным влиянием панк-рока, имеет достаточно жёсткое, грубое звучание и исполняется на высокой скорости. Основой для трэш-метал стало отрывистое звучание барабанов и бас-гитары, что и послужило причиной названия. Независимо от Америки, в Германии благодаря группам Kreator и Sodom развился свой стиль трэш-метал с некоторыми отличиями.
Трэш-метал стал для своего времени прорывом в тяжёлой музыке и значительно повлиял на дальнейшее её развитие, дав возможность для появления экстремальных жанров, таких как дэт-метал и трэш-метал. В рамках трэш-метал возник экстремальный подвид грув-метал (или «энгри-метал»), представляющий собой более медленный, ритмичный и тяжелый трэш с более жестким вокалом и влиянием хардкор-панка. Pantera и Sepult?ra добились в нем наибольшей известности.
Спид-метал и Пауэр-метал
Жанр спид-метала поначалу был неотделим от трэш-метала, и критики практически не разделяли их. Спид-метал находится на грани традиционного хэви, трэш-метал и более позднего пауэр-метал. Название speed (скорость) жанр получил от быстрой манеры игры . Вокал и ритм спид-метал близки к трэшу, однако композиции намного более мелодичны. Для спида характерны короткие части соло между каждым куплетом. Очень хорошо прижился этот жанр в Германии.
Обложка сингла Blind Guardian в стиле фэнтези
Из спид-метал в конце 80-х выделилась часть групп, исполняющих более мелодичную, жизнерадостную и приемлемую слушателю музыку с чистым высоким вокалом .Стиль получивший название пауэр-метал, отличался большой скоростью, мелодичностью, виртуозностью соло-гитар. Вокал в таких группах обычно чистый и высокий , а в припеве обычно вступает бэк-вокал. Этот стиль впервые появился на альбомах групп Helloween и Running Wild. В конце 90-х группы Nightwish, Rhapsody и Kamelot ввели в моду «симфонические» аранжировок песен с использованием клавишных и иногда — живых оркестров. Впоследствии симфонический пауэр-метал очень прижился с появившимся в то же время симфоник-металом.
Пауэр-метал часто касается тем фантастики и мифологии в текстах. Группы в этом жанре выпускают тематические альбомы и даже серии альбомов со сквозными сюжетами («Сага об Алгалорде»Rhapsody), записывают совместные рок-оперы. Средневековая эстетика пауэр-метал групп выглядит более светлой и оптимистичной, включая в себя образы рыцарей, драконов и бардов.
1980—90-е:
Экстремальный метал В конце 80-х, исчерпав традиционные формы игры, многие группы начали прибегать к радикальным. Среди общих тенденций — утяжеление музыки, маргинальность текстов и ввод новых, «брутальных» видов вокала . Эта тенденция получила название «экстремальный метал»
Дэт-метал
Дэт-ме?тал (англ. death — «смерть») — один из наиболее «тяжёлых» видов метала, появившийся в США в конце 80-х в творчестве групп Death и Obituare. Дэт является развитием трэш-метала, но исполняется с ещё большей скоростью, зачастую с использованием экстремально скоростного бласт-бита. Вокалисты чаще всего использует «рычащую» манеру пения, известную как «гроулинг». Тематика дэт-метал радикальна, преобладают тексты о смерти, убийстве. разрушении, насилии. Широко распространено деление на классический дэт-метал, брутальный дэт-метал и техничный дэт-метал. Развитие стиль получил в музыке групп Vader , Morbid Angel. В Европе, особенно в Скандинавии, в 90-е сформировалась сильная дэт-метал сцена и поджанр мелодический дэт-метал.
От традиционного, «брутального» дэта он отличался большим разнообразием гитарных риффов, частотой и мелодичностью соло-партий, низкой настройкой гитар и иногда - использованием клавишных,. Мелодичный дэт многое впитал от спид-метал и пауэр-метал. Самыеизвестныепредставители —In Flames, Children of Bodom , Dark Tranquillity, Arch Enemy. Жанр по коммерческому успеху сравнялся с традиционными видами метала. Напротив, более брутальное, тяжёлое и бескомпромиссное звучание приобрели группы Cannibal Corpse, Napalm Death , Carcass и другие, которые практически отказались от мелодии и любого чистого звука под влиянием таких жанров, как металкор и хардкор-панк.
Блэк-метал и ответвления
Группа Behemoth в «боевой раскраске»
Блэк-ме?тал возник в Скандинавии и Великобритании в конце 80-х .Отличается искажённым, режущим слух «сырым» (raw) звучанием, регулярным использованием «стены звука», что делает его достаточно похожим в музыкальном плане к дэт-металу. Вокал используется «брутальный», скриминг (крик) или, реже, гроулинг (рык). Особое распространение стиль получил в 90-е в Норвегии и Финляндии.
Блэк-метал
— один из самых идеологизированных подстилей метала. Популярными темами в блэк-метале являются сатанизм, оккультизм, язычество. Блэк-металлисты часто выступают в сценическом гриме (т. н.корпспейнт — раскраска трупа) и/или сценических костюмах. Примерно в то же время большое количество групп в северной и восточной Европе начали эксплуатировать тему язычества в текстах и имидже, и фолклорные аранжировки в музыке, иногда почти полностью переходя в фолк-метал, но сохраняя рычащий вокал. Стили получали название Викинг-метал или Паган-метал (языческий метал), в зависимости от тематики. Известные коллективы — поздние Bathory, Ensyferum, Finntroll, Moonsorrow.
Дум-метал
Дум-ме?тал (doom — «рок», «гибель») иногда рассматривается как противоположный быстрым видам экстремального металла, хотя имеет с ними немало сходства. Это медленный, меланхоличный, но достаточно тяжёлый стиль, в котором часто используется рычащий вокал, гроул. Дум зародился и получил свое название в творчестве групп Candlemass, Paradise Lost и Saint Vitus, хотя отдельные элементы этого будущего направления находят еще у Black Sabbath на их первых альбомах.
Дум-метал обычно печален, типичной темой является потерянная любовь, бессмысленость бытия. Кроме того, многие дум-метал группы обращаются к мифам и народной культуре, теме древних цивилизаций и верований. Выделяют несколько разновидностей дум-метал: это стоунер-дум (с влиянием стоунер-рока), фьюнерал-дум (самый медленный и депрессивный вид), сладж-дум (с влиянием хардкора). Особеную популярность получил дэт-дум-метал - дум с влиянием дэт-метал, где обязательно используется гроул. В настоящее время большинство дум-метал групп склонны к этой разновидности. Его известные представители - Anathema, Amorphis, My Dying Bride. В последние годы многие более легкие дум-метал-группы перешли в более мелодичный и массовый жанр готик-метал, произошедший от слияния дум-метал с готик-роком.
Прогрессив-метал
Из соединения прогрессивного рока и различных видов металла к концу 80-х развился прогрессивный металл,яркие представители Dream Theater, Queensr?che . Стиль включил в себя комплексные композиции, интересные музыкальные размеры и профессиональную технику игры на музыкальных инструментах. Для погрессив-метала характерны довольно длинные песни и концептуальные альбомы. В 90-е и 2000-е жанр получил развитие в творчестве Ayreon, Symphony X, Opeth. Дальнейшее развитие прогрессивной музыки породило такие экспериментальные разновидности прогрессива, как авангардный метал и пост-метал, в которых элемент метала является лишь одной из многих составляющих. Такие группы как Ulver и Arcturus, начинавшие как экстремальные метал-группы, впоследствии создали уникальные смеси метала с далекими от метал-музыки жанрами и инструментами.
Готик-метал
Готик-металл появился как ответвление в дум-метале в начале 90-х. Дум-метал группы Paradise Lost и My Dying Bride имеют непосредственное отношение к его появлению. Готик-метал представляет собой сочетание готик-рока и метала, и основан на дэт-дум метале. Брутальный вокал дум-метала как правило сочетается в дуэте с чистым классическим женским , прозванными «красавица и чудовище»,и сопровождающимися медленными, тяжелыми риффами. В конце 90-х эту линию развивали группы Lacrimosa, Theatre of Tragedy , My Dying Bride, Lacuna Coil и другие. Эстетика готик-метала отошла от пост-панковой и стала более аристократической, в духе готических романов и викторианской эпохи.
Симфоник-метал
В середине 90-х, под влиянием готик-метала, дум-метала и прогрессив-метала сформировался жанр, обьединяющий металл и классическую музыку.
Симфо-метал группы используют женский оперный вокал, хор, симфонические музыкальные инструменты или их имитацию с помощью синтезатора. Нередко симфо-метал группы выступают с целыми оркестрами и множеством вокалистов . Основателем считается группа Therion из Швеции, которая впервые полностью совместила традиционный металл с оркестром и оперным вокалом. Жанр получил особое распространение в Европе, многие группы, игравшие пауэр-метал (Nightwish, Rhapsody), готик-метал (Within Temptation, After Forever, Epica) начали использовать в своей музыке симфонические и клавишные аранжировки. На стыке с блэк-металом возник симфоник-блэк-метал (Dimmu Borgir Cradle of Filth, Graveworm).
Фолк-метал
Фолк-метал возник в результате внедрения народной музыки в различные стили метала. Впервые подобный эксперимент провели Skyclad в начале 90-х, смешавшие кельтскую музыку с трэш-металом. Также к ранним представителям относят Amorphis, внедривших элементы народной музыки Финляндии в дэт-метал. В середине 90-х в рамках жанра появились такие направления, как восточный метал (Orphaned Land, Melechesh), содержащий элементы арабской музыки, средневековый рок/метал (Subway to Sally, In Extremo, представляющий собой смесь рока и метала с использованием средневековых музыкальных инструментов (также его называют немецким фолк-роком/металом) и кельтский метал (Cruachan, Primordial) на основе блэк-метала.
В начале 2000-х возникает новая волна групп из Финляндии (Finntroll, Korpiklaani, Moonsorrow, Ensiferum), Швеции (Otyg, Vintersorg), Норвегии (Kampfar, Lumsk, Trollfest), стран Прибалтии (Metsat?ll, Raud-Ants, Obtest, Skyforger) и России (Alkonost, Аркона, Butterfly Temple). Необходимо отметить, что викинг-метал возник чуть раньше фолк-метала и возможно имел на него некоторое влияние (впрочем указаний на это в прессе не имеется).
Примером раннего викинг-метала является работа шведской группы Bathory 1988 года "Blood Fire Death".
По сути это основанная на блэк-метале, эпичная, насыщенная клавишными музыка, с акцентом в лирике на норвежском язычестве и эпохе викингов. Перекрёстным понятием является языческий метал, поскольку викинг-метал тоже является языческим. Некоторые представители фолк-метала предпочитают употребление этого термина, потому что он определяет их идеологическую направленность в лирике.
1990—2000-е: Альтернативный метал
Металл оказал влияние на другие жанры тяжелой рок-музыки, в частности альтернативную сцену. В 90-е, особенно в США появляется большое количество стилей, обьединяющих альтернативную музыку и метал. Причастность «альтернативных» групп к металлу часто является спорным вопросом: одни обозреватели считают их разновидностью металла, другие — разновидностью альтернативного рока, только подвергшейся влиянию металла.
Korn, прародители альтернативного метала
Нью-метал
Основной и самый популярный вид альтернативного металла, эти названия часто используются как взаимозаменяемые . Нью-метал (жаргонное Nu-metal — «новый металл», иногда также называется modern-metal) образовался в США в начале 90-х в результате смешивания популярного в то время гранжа, хардкора, металла и впоследствии рэпкора. Тяжелое звучание нью-метал групп сочетается с использованием разного вида вокала, от чистого до скрима и рэпа, и аранжировками с использованием электронных инструментов. В состав нью-метал групп нередко входит ди-джей и несколько вокалистов, владеющих разными стилями пения, от речитатива до чистого вокала; либо от основного вокалиста требуются такие же разносторонние способности.
Нью-метал отказался от упора на мастерство гитариста, характерного для традиционного металла, и гитарные партии здесь обычно просты и ритмичны. Группу Korn считается прародителем поджанра, а развили его Slipknot, Deftones, P.O.D. и др. Среди известных групп более позднего периода — System of a Down, Ill Nino. Linkin Park и Limp Bizkit представляют собой более легкую разновидность нью-метала, сросшуюся с альтернативным роком и рэпкором. Tool сочетают альтернативный метал с прогрессивным. Жанр имел большой коммерческий успех в Америке и за ее пределами. Исполнители нью-метал — среди немногих «тяжелых» групп, чьи видеоклипы регулярно появляются в хит-парадах телеканала MTV. Тексты нью-метала, в отличие, от традиционных видов металла, обычно лишены темы фантастики и ужасов, и посвящены личным переживаниям либо проблемам общества.
Индастриал-метал
1990-е стали временем появления индастриал-метала — смесь метала и индастриала. Для него характерно использование риффов из хеви-метала, «индустриального» синтезатора и вокодера, сильно искажённого звука гитар и искаженного вокала. Такое сочетание появилось впервые в творчестве групп Ministry и KMFDM, а также Роба Зомби. Наиболее известными современными предствителями являются Nine Inch Nails, Rammstein, Oomph!, Marilyn Manson. Исполнители индастриал-метал склонны к эпатажу, вызывающему сценическому имиджу, сценическим шоу и скандальным видеоклипам. Так, Rammstein часто заигрывают с экстремальной сексуальностью, Мэрилин Мэнсон поддерживает «сатанинский» имидж, Роб Зомби посвятил свое творчество теме ужасов и смерти.
Жанр хорошо прижился в Германии, где выделяют сцену Neue Deutsche Harte. Металкор появился в начале 90-х в США как смесь элементов хардкор-панка с такими разновидностями метала, как трэш-метал и дэт-метал и отличается крайне экстремальным звучанием, полным отказом от мелодии, гитарных соло и чистого вокала. В нем преобладают тяжелые, ритмичные композиции с бласт-битами и брутальным вокалом — скрим, гроул. Такие группы, как Converge, Chimaira, Lamb of God и Hatebreed сделали наиболее большой вклад в развитие металкора на ранних этапах. В 2000-е годы особенно популярен жанр стал с появлением таких групп, как Trivium, Bullet for My Valentine, As I Lay Dying, Underoath и других. На стыке металкора и дэт-метала в начале 2000-х выделяется дэткор.