Кражи и воровство в рок музыке
Изображение с сайта www.kp.ru
Тема воровства в рок-музыке – тема сложная, одного исполнителя можно заклеймить вором сразу, адругого уличить в воровстве и плагиате не так-то просто, но тем не менеевыявлять факты воровства и плагиата очень интересно.
Конечно, процесс этотнеприятный, особенно когда речь идет о твоих любимых исполнителях, никто бы неподумал, что группа Led Zeppelin, похоже, наворовалa больше всех, и довольнонепросто решить для себя, как в дальнейшем относиться к любимому исполнителю,когда ты узнал, что он - вор.
Юридическая сторона вопроса
Разберемся ввопросе плагиата, именно этот термин подходит для проблемы воровства в сфереискусства и музыки более всего.
Плагиат–умышленное присвоение авторства чужого произведения науки, искусства илиизобретения, использование его части под своим именем без указания источниказаимствования.
Плагиат является нарушением авторского или изобретательского права и влечет за собойответственность, в таком значении термин «плагиат» стали употреблять в XVIIвеке. Вообще же само слово «плагиат» происходит от латинского plagium, вримском праве этот термин обозначал преступную продажу в рабство свободногочеловека, за что полагалось бичевание. Очень интересная заметка есть настраницах сайта sixties.ru, вот что пишет господин Фил Резников:
"В 1969 годуанглийская рок-группа Deep Purple, которая только что обзавелась новымивокалистом и бас-гитаристом (соответственно Гиллан и Гловер) записала песнюBlack Night, ставшую одной из главных композиций группы «классического»состава. Нисколько не сомневаясь в успехе своего мероприятия, гитарист РичиБлэкмор позаимствовал основной рифф из песни менее известной американскойгруппы The Blues Magoos – We Ain’t Got Nothing Yet. Кстати говоря, весной 1967года эта песня попала в ТОП-20 американского хит-парада, но и это не остановило Блэкмора."
Deep Purple –Black Night (1969) / The Blues Magoos – We Ain’t Got Nothing Yet (1967)
В том же 1969 году американский хит-парад был покорен голландской группой Shocking Blues и еепесней Venus. Песня эта горячо любима на просторах нашей страны, да и на Западепользуется уважением. Равно как и ее автор – гитарист Робби Ван Ливен (Robbievan Leeuwen). Однако не все так просто. Если англоязычная Википедия говорит отом, что Робби на сочинение песни вдохновила песня The Banjo Song, то мыутверждает, что Робби попросту своровал эту песню. Не только аккорды иструктуру, но и все ходы, придуманные американской группой The Big 3 (кстати, вней начинала Кэсс Эллиотт, будущая Мама Кэсс из Mamas & Papas), записавшейее в 1963 году.
Песня TheBanjo Song была сочинена Тимом Роузом. Впрочем, даже не сочинена, ааранжирована, ведь «Песня о банджо» – это всего лишь вариант всем известной OhSusanna, любимой не только кантри-исполнителями, но и рок-музыкантами(например, The Byrds). Сама же Oh Sasanna – песня, в которой музыка и слова,как говорится, народные.
Таким образом,Робби Ван Ливен, присвоив себе права на «народные музыку и слова», а заодно сними и вариант аранжировки Тима Роуза и музыкантов The Big 3, создал свойбессмертный хит. Не будь этого хита, никто никогда бы не узнал о существованииголландской группы Shocking Blue.
Shocking Blue –Venus (1969) / The Big 3 – The Banjo Song (1963)
Как это неприскорбно, но именно Led Zeppelin оказываются главными ворами западнойрок-музыки. В этой главе мы коротко перечислим, что же было украденомузыкантами этой всемирно любимой команды.
Воровать«Цеппелины» стали в 1968 году под четким руководством своего лидера – гитаристаДжимми Пейджа. Прекрасная баллада Babe I’m Gonna Leave You с дебютной пластинкибыла украдена у фолк-певицы Анни Брэндон, написавшей ее в 50-х годах.
Конечно же,музыканты Led Zeppelin привнесли в нее что-то свое, однако они не сталиуказывать имя Брендон в выходных данных, пометив лишь, что песня якобы«народная» и звучит в аранжировке Пейджа. Между тем в 1962 вариант Брэндон былзаписан певицей Джоан Баез. На этой же пластинке прозвучала песня BlackMountain Side, автором которой был указан Пейдж, однако на этот раз это былапесня, авторство которой принадлежало «народу».
До«Цеппелинов» ее исполнял Берт Янш (Bert Jansch).Песню Dazed And Confused«Цеппелины» исполняли во время каждого своего концерта. Пейдж, видимо, вообщеей очень гордился. Однако эта песня была сочинена и записана в 1967 годумузыкантом Джейком Холмсом. Конечно, Пейдж привнес в нее что-то свое, однакоуказать авторство Холмса «забыл».
Led Zeppelin –Dazed And Confused (1969)/ Jake Holmes – Dazed And Confused (1967)
Завершала дебютный альбом How Many More Times, сочиненная якобы Бонэмом, Джонсом иПейджем. Однако музыканты вновь забыли указать, что первая часть композициипринадлежит перу Хаулин Вульфа (Howlin’ Wolf), а вторая – Альберту Кингу (песняThe Hunter).
Второй альбом группы – тоже яркий пример воровства (плагиата). Так, например, в своей песнеWhole Lotta Love музыканты использовали слова из песни Вилли Диксона You NeedLove, но не стали этого указывать.
Песня LemonSong на деле являлась кавер-версией на песню все того же Хаулин Вульфа KillingFloor. Издатель Вульфа обратился по этому поводу к «Цеппелинам», и тогда этотвопрос был решен без участия суда. Вульфа в авторах стали указывать.
Led Zeppelin – Lemon Song (1969) /Howlin’ Wolf – Killing Floor
Песня MobyDick была сочинена и впервые записана Слипи Джоном Эстесом (Sleepy John Estes)под названием The Girl I Love, а впоследствии перепета Бобби Паркером. Однако«Цеппелины» вновь присвоили себе авторство.
Авторствопесни Bring It On Home на пластинке было приписано Пейджу и Планту, хотя наделе принадлежало Вилли Диксону. Эту песню впервые исполнил Сонни Бой Уильямсон.
Led Zeppelin –Bring It On Home (1969) / Sonny Boy Williamson – Bring It On Home
Третий альбомгруппы подарил слушателям чудесную Since I’ve Been Loving You. Однако слова этой песни были украдены умузыкантов американской группы Moby Grape. Да и блюзовое решение композициитоже принадлежит американцам.
Led Zeppelin – Since I’ve Been LovingYou (1970) / Moby Grape – Never
Основной риффпесни Black Dog с четвертого альбома группы крайне напоминает основной риффпесни Young Man Blues, исполненной группой The Who, равно как и сама структурапесни.
Led Zeppelin –Black Dog (1971) / The Who – Young Man Blues (1970)
Знаменитаямелодия из песни Stairway To Heaven была украдена из инструментальнойкомпозиции группы Spirit под названием Taurus.
Led Zeppelin –Stairway To Heaven (1971) / Spirit – Taurus
Песня In MyTime Of Dying в 1975 году вышла с указанием авторства музыкантов Led Zeppelin.Но вновь это была песня, принадлежащая народу. Боб Дилан записал ее для своегодебютного альбома.
Led Zeppelin –In My Time Of Dying (1975) / Bob Dylan – In My Time Of Dying (1962)
На альбоме1976 года Presence музыканты вновь присвоили себе авторство чужой песни. Наэтот раз речь идет о Nobody Fault But Mine, принадлежащей перу Blind WillieJohnson. Эту песню, в частности, в шестидесятых исполняла Нина Симоне.
Led Zeppelin –Nobody Fault But Mine (1976) / Nina Simone – Nobody Fault But Mine(1965)