Иоганн Себастьян Бах – венец музыкального прошлого, отец музыкального будущего
На эту статьюменя вдохновило абсолютное незнание данного персонажа моими вполне неглупымизнакомыми. Вот так и ты, о, читатель, если не знаешь эту личность и гордишьсясвоим умом, просто обязан дочитать сей труд до конца.
С какогомомента начать повествование? С того, что Бах велик и могуч, или же с того, каквелики и могучи музыканты, знакомые с творчеством оного? Пожалуй, от подробногоописания жизни и творчества откажусь – на то есть энциклопедии и прочиересурсы. А начну я с начала. Может быть даже раньше. С того, что было ДО Баха.
Итак, историявозникновения музыки всем более-менее известна: сначала человек научилсямычать, затем ритмично постукивать палкой по земле, а ближе ко временам Барокко(см энциклопедию, нет времени объяснять, что это) уже имел в арсенале довольноразвитую музыкальную культуру, теорию музыки в зародыше, и, конечно же, туевухучу различных музыкальных инструментов, со многими из которых человечествовоюет до сих пор (барабан и духовые ещё не вышли из военной моды).
Настал XVIвек. Затем XVII. Точнее, 1685 год. Фактически, в этот год, по сравнению с 1684в музыке ничего не изменилось, но родился Бах.
Тот самыйИоганн Себастьян Бах. И ещё никто не догадывался, что он родился, а он уже жил,подрастал, ел кашу и постепенно приближал свою творческую зрелость. Повзрослевв 20 лет, Бах начинает творить Великие вещи, и заполняет ими весь промежутоквремени вплоть до 1750 года, когда он окончательно состарился и физически умер.
И тутначинается самое интересное.
Ведьбольшинство смертных так и не узрели столь яркий феномен в искусстве, потомучто творец пиаром себя не занимался ни разу. Европа в тормозах вплоть до 19века, когда Мендельсон открывает миру «Страсти по Матфею», найденные у чёрта накуличках рядом с абсолютно бессмысленными бумажками. И выясняется, что, вобщем-то, и классицисты 18 века учились на произведениях небезызвестногоИоганна Себастьяныча. И вот настаёт момент, когда наш Бах становится известнеесвоих сыновей. Справедливость восторжествовала, и теперь можно перейти квопросу о том, что же всё-таки сделал Бах и как это повлияло на современнуюкультуру.
Внушительныйсписок, вкратце:
1. Объединилдостижения всех мастеров эпохи Барокко, т.е. довёл существующий на тот моментполифонический стиль до совершенства, которое впоследствии стало основой длявозникновения более-менее адекватных теоретических трудов, посвящённых музыке.Грубо говоря – классическая система мажора, минора и сопутствующей имфункциональности в практике утвердилась на 100% именно у него, несмотря наместами присутствующую модальность (по непонятным словам - опять же см.энциклопедию).
2. Довершинных же образцов довёл существующие полифонические жанры (фуга, токката ит.п.), кантатно-ораториальные жанры вроде оратории, пассионов (страстей), мессыи т.п.
3. Вместе сГенделем успешно и торжественно завершил эпоху Барокко, уступив дорогу болеелегковесному, но не менее концептуальному классицизму.
4. Практическидоказал преимущества равномерно темперированного строя перед остальными видамитемперации.
5. Создал трудпод названием «искусство фуги», который до сих пор считается актуальным приобучении этому сложнейшему жанру.
6. И это всёпомимо того, что его музыка величественна, духовно полноценна, поражаетглубиной мысли, и просто божественно красива.
Что же доэтого нам, смертным, старающимся отыскать свою нишу в музыке? Большинствогитаристов подсознательно стремятся в своём творчестве к тем идеалам, которыеуже продиктованы творчеством этого незабвенного гения. Вот что что, а считатьэто моё заявление попыткой подогнать его музыку под чьи-то вкусы совсем неследует. Всё подогнано до меня.
Если грезишь о великом будущем музыканта, аБаха так ни разу и не играл – считай, что жизнь прожил зря. Если не слушал –тем более. Впечатляющие контрасты, техничность и тяжесть, перемежающиеся свозвышенными соло и моментами чистейшего катарсиса. Что это? Гитара Мальмстина?Или фуги Баха? Остаётся оценить это сокровище собственными ушами. Удачи.
Автор: Пяточог