Восприятие подростками поэзии и музыки
Формальная логика мышления подростков способствует интеллектуализации перцептивной (ощущение и восприятие) и мнемической (память) сфер. Процесс интеллектуализации высших психических функций зависит от системы получаемых знаний в средних классах обучения, имеет постепенный характер осложнения. Перцептивное развитие связано с тем, что подросток от овладения графическими образами, которые были представлены на уроках рисования, переходит к усвоению графических схем, которые есть на уроках черчения и географии. Возникает новая возможность - чтение графических схем: планов, чертежей, географических карт. Осложнение восприятия графического образа предмета связано с визуальным и интеллектуальным реализмом. Первый предоставляет возможности создавать графический образ, возникающий при непосредственных, визуальных впечатлениях от предмета, второй - при обобщенных знаниях о предмете. Наряду с усвоением сенсорных эталонов (формы, цвета), подросток овладевает умением видеть окружающий мир в соответствии с собственными чувствами, которые освобождают его от цветных и других штампов (трава - зеленая, небо - синее, снег - белый). Благодаря таким достижением в развитии перцепции у подростков углубляется восприятие формы поэтического языка. Для них становятся понятными назначение каждого элемента данной формы, каждый ее акцент. Однако развитие восприятия происходит не по линии количественного увеличения числа признаков поэтической формы, а по качественным изменением - смысловому строению и направленностью восприятия. Появляется способность воспринимать эмоциональную значимость поэтической формы. Например, подросткам начинают быть доступны нестандартные поэтические формы. Формируется представление о поэтических стилях. Критерии оценки текстов приобретают целостного характера. Тексты оцениваются с точки зрения, как формы, так и содержания. Исследованиями установлено, что наряду с дифференциацией когнитивных структур восприятия в этом возрасте идет процесс его смысловой интеграции, который обусловливает понимание связи формы и содержания. Такие особенности развития перцептивной сферы дают возможность подросткам видеть поэтические тексты в богатстве их смысловых нюансов и тонкостей.
Подростки способны учиться не только в смысловую сторону элементов таких произведений, но и получать от этого эстетическое наслаждение, у них формируется чувство эстетического восприятия прекрасного.
Все больше развивается целеустремленность и активность восприятия. Углубляется полнота и точность восприятий, совершенствуются наблюдения. Усложняются отдельные вид восприятий, такие, как восприятие пространства, времени восприятие текста, картин, музыки.
Как считает музыкальный потрал ThankYou.ru, приоритетное место в подростковой субкультуре принадлежит восприятию музыки. Большим спросом у подростков пользуется музыка больших частот (поп-и рок музыка). При этом и классический жанр имеет свою представленность в молодежной аудитории. Восприятие музыки вызывает в организме подростка физиологические изменения (усиливает метаболизм, стабилизирует мускульную энергию, изменяет кровяное давление, эмоции). Благодаря экспрессивности, ритмике, музыка через телесные движения, танцы позволяет подросткам снижать эмоциональные реакции: волнение, аффекты, неосознанные переживания.
Сегодня исследование влияния музыки на психику человека не прекращаются. Оказывается, что подростки наиболее сенситивные к его воздействию. Именно данная возрастная категория стремится воспринимать музыку на высшем абсолютном пороге чувствительности. Музыка погружает подростков в зависимости от высоты, силы, темпа и создает гамму ощущений и социальных переживаний. Интересными оказались экспресс-исследования, которые проводились учеными в крупных рок-залах Японии. При опросе подростки утверждали, что при восприятии рок-музыки, они получают значительное по силе удовольствие - "кайф" и, погружаясь в музыку, теряют реалии бытия и даже самих себя. То, что происходит с подростками, захваченными рок-музыкой, - это явление, которое демонстрирует начальный уровень восприятия музыки.
Наряду с этим, в отдельных подростков существует предрасположенность к восприятию классической музыки.
В характеристике перцептивного развития в подростковом возрасте следует отметить то, что между подростками существует отчетливый разрыв в овладении культурой восприятия разных видов искусства: произведений, картин, музыки, театральных представлений.